nationalgeographic.com

http://channel.nationalgeographic.com/episode/stonehenge-decoded-3372/#tab-map
Лаборатория Альтернативной Истории (ЛАИ)
http://lah.ru/сайт ЛАИ переход в кинозал и к фото ЛАИ: http://www.lah.ucoz.com/forum/55-1779-1
karta_zemletrjasenij_onlajn
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm http://rechkin.org/index/karta_zemletrjasenij_onlajn/0-104 http://www.iris.edu/seismon/views/eveday//imgs/zmMap.eveday.Central_Asia.gif http://rechkin.org/index/karta_zemljatresenij_onlajn/0-104
Вход на сайт



Малые баннеры

Онлайн
Сейчас 9 гостей онлайн
альтернативные цивилизации
http://naturesecret.ru/
Новости
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm
IRIS Сейсмический Монитор - Последние землетрясения  
Original Text:

КОЛОСС РОДОССКИЙ

                   Солнечный бог Гелиос вынес со дна морского остров Родос в Эгейском море близ берегов Малой Азии  и с тех пор местное население трех городов острова - Линдоса, Камироса и Ялососа - Гелиоса почитало как покровителя и заступника. В особенности оно прониклось к Гелиосу благодарными чувствами, ведя в 304  году до н.э. войну за свою независимость с правителем Передней Азии и Сирии - диадохом Деметрием Полиоркетом. Он стремился помешать коммерческим интересам Родоса и Египта, во главе которого тогда стояла династия Птолемеев (Птолемей Сотер) Целый год греки осаждали остров, но так и не смогли его взять. Осадные орудия были брошены при отступлении, и расчетливые родосцы продали их на лом, выручив немалые деньги - 300 талантов за гелиополиду - осадную башню с тараном, катапультой, перекидными мостиками и площадками для десантников. 3400 греков приводили в движение эту машину. Именно Гелиос подал родосцам мысль заманить машину в ловушку и тем самым они вынудили тирана отступить.

            Поскольку достойного места для памятника богу на острове не было, решили строить близ гавани Мандраки. Точно не известно, где статуя колоссальных размеров стояла и как она выглядела.  При соотнесении ширины входа в гавань (400 м)  и высоты статуи, традиционная реконструкция с опорой ног на оба мыса невозможна.  Следовательно, колосс стоял только на восточном мысу (исследования это подтверждают) или в центре города. Проект заказали скульптору Фодиану, а отделочные работы вел Харес из Линдоса, то есть местный мастер, учившийся у самого Лисиппа. Как литейщик, он самолично выполнил металлический каркас, создал объем с помощью глины и накрыл её  бронзовыми листами. Филон Византийский в труде «О 7 чудесах» писал, что бронзы ушло на колосса 500 талантов (13 тонн), а железа - 300 талантов (7,8 тонн). Основание сделано из белого мрамора, на него поставлены и накрепко вмонтированы ноги, а затем уже наращивалось тело, изнутри наполняясь камнями для устойчивости.

                Лучистый венец украшал голову. Покрывало с левой руки ниспадало вниз до земли, правую козырьком Гелиос прикладывал к глазам, вглядываясь в даль (если бы он её вытянул, согласно канонам скульптурного искусства, то колосс бы сразу упал).  Три каменных столба  на высоте плеч скреплялись железными балками. Ноги декорировали эти столбы, как и покрывало. Железный каркас обхватывал столбы и поверх закреплялась бронза. Харес после строительства разорился, так как не просчитал расходы на материал - статую планировалось сделать в 2 раза меньше, а потом объем возрос в 8 раз и это не было предусмотрено при монтаже коленей. Они оказались уязвимым местом - отсюда выражение: «колосс н глиняных ногах».

           На строительство ушло 12 лет и к 282 году до н.э. оно было завершено. Колосс имел в высоту 33 метра (по другим данным 35 или 36). Это в три раза   больше «Медного всадника» из Петербурга.

              56 лет радовал колосс взоры всех путешественников и жителей соседних островов. Можно предположить, что в одной руке у Гелиоса был маяк-факел, так как практичные родосцы заботились о сохранности своих судов.

               В 226 году до н.э. города острова Родос разрушило сильное землетрясение. К тому времени на острове уже стояло около сотни колоссов. Судьба одного из чудес света была предрешена - гигант пал на колено. Египет срочно откликнулся, пообещав помощь металлом (он прислал адекватное количество меди),  и мастерами, но колосса не удалось поднять, и вскоре он окончательно рухнул. Оракул запретил монтаж - объясняли родосцы египтянам.   Через 900 лет путешественники специально продолжали приплывать на остров, чтобы взглянуть на чудо. В 654 или 977 году н.э. сирийский владыка захватил Родос и ободрал бронзу, продав её еврейским купцам, нанявшим для этой цели 900 верблюдов.

            Кисть правой руки недавно найдена на дне гавани.

Римляне придумали версию прохода судов под колоссом. Плиний Старший в 1 веке  наблюдал, как туристы пытаются обхватить руками большой палец бога на ноге. Античный географ Страбон писал: «Самый лучший из даров, колосс  Солнца…теперь…лежит на земле, опрокинутый землетрясением и разломленный в коленях. Оракул  воспретил восстанавливать его…»

 

                       ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ

 

В 1856 году туристы осматривали турецкую крепость Бодрум, обращая внимание на вделанные в её стену античные мраморные рельефы и головы статуй греческой работы. Это место лично посетил хранитель британского музея Чарльз Ньютон. Он получил разрешение на раскопки - крепость давно потеряла свое стратегическое назначение. Он высвободил и атрибутировал рельефы - это были фрагменты работы самого Скопаса - «Амазономахия». Поблизости были найдены обломки колонн и статуй. Ньютон месяц собирал из них скульптуру и так он установил, что нашел одно из 7 чудес света - мавзолей царя Карии - Мавзола. Он правил Галикарнасом с 377 по 353 годы до н.э., когда страну уже завоевали персы.  2,5 тысячи лет назад Галикарнас был процветающим городом-портом. Мавзол известен непомерными налогами (на волосы, на погребение). Огромные средства он вкладывал в строительство: библиотеки, дворцы и театры, статуи на улицах (особенно в порту и на площадях было много изображений Гермеса), крепостная стена города, агора - рыночная площадь, и другие постройки - в них причудливо сочетались греческие, восточные и местные традиции. Между храмом Марсу ( в котором стояла статуя работы самого Леохара)  и агорой он задумал построить себе гробницу. Сначала был устроен конкурс на лучший проект. Царь представил и собственный план, но на привилегиях не настаивал.  Выиграли Пифий и Сатирий. Их решение впечатляло даже с технической точки зрения: громадная погребальная камера площадью в 5 км и высотой в 22 метра в форме куба из  мрамора служила базой мавзолея. Верх первого этажа украшал фриз Скопаса на тему борьбы с амазонками. Статуи второго этажа высекали Леохар, местные мастера Бриаксид и Тимофей. Это были изображения богов. Второй этаж предполагался в виде хранилища для поминальных даров и жертвоприношений. Крышей служила пирамида с 24 ступенями (символ духовности) и на вершине располагалась квадрига: колесница с четверкой лошадей. Вместо Аполлона в ней стояли царь Мавзол и его сестра-жена Артемисия. Мавзолей имел в высоту около 50 метров (125 локтей по свидетельству Плиния) - это 60 метров, т.е. 17-этажный дом. Виден памятник был даже с моря, как и храмы Гермеса, Афродиты и Марса. Территория вокруг украшалась статуями львов и всадников.

                    Мавзолей был интересен тем, что это новое слово в архитектуре, ибо он  был построен вне всяких канонов. Это интересный пример эклектики - смешения нескольких стилей, ордеров. Нижний этаж украшен 15-ю дорическими колоннами, на втором этаже внешние колонны сделаны  в ионическом стиле, а внутренние - в коринфском. Это было лучшее, что могло быть создано на территории Эгеиды.

          Мавзол не дождался окончания строительства. Историк Авл Гелий описал беспримерную любовь супругов и скорбь вдовы - она оплакала мужа, торжественно перенесла тело в гробницу на погребальный костер и в порыве горести смешала прах с благовониями в чаше с водой и выпила. Последние 24 месяца жизни она провела в непрерывных войнах, прославилась как военачальник, сохранила государство в смутные времена, когда постоянны были дворцовые перевороты и борьба за власть. Она почти закончила строительство Мавзолея, завещав похоронить себя в ней.  Мастера завершили стройку в отсутствие заказчиков. Через 20 лет здесь побывал Александр Македонский и оценил готовое сооружение. Описывали сооружение Павсаний и Витрувий, Плиний Старший и другие историки того времени. Мавзолей именовался необыкновенным творением человеческих рук, чудом зодчества, прекраснейшим и грандиознейшим сооружением. По всему античному миру стали возводить его копии, сделав название нарицательным.

       В 334 году до н.э. Галикарнас сменил властителей - персов изгнал Македонец, его солдаты разграбили город, но мавзолей пощадили. В середине 12 века землетрясение сместило фундамент и пирамида с квадригой упали. Ещё через 300 лет на территорию Карии прибыли крестоносцы-госпитальеры (из ордена иоаннитов), которые искали место для возведения крепости при защите от османов. Снимая глыбу за глыбой, они добрались до мраморного зала с 5 камерами, набитыми произведениями искусства. Через низенькую дверь они вошли в некрополь, увидев мраморный памятник с урной царицы. Мрамор даже в темноте светился. Это был фаросский мрамор, который пропускал в себя свет, позволяя подчеркнуть динамику застывшего движения тем, что менял цвета в зависимости от положения наблюдающего и условий освещения.

         Рыцари очень торопились, следуя призывам набатного колокола, а на другой день они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле валялись кусочки парчи и золотые пластинки. Возможно, пираты поживились ночью. Иоаннитами и была написана история Мавзолея. Они же сделали все, чтобы от него мало что осталось. В 1520-х годах турки султана Сулеймана пережгли оставшийся мрамор на известь, а фризы и статуи вмонтировали в крепость. «Благодаря» им, Ньютон и обратил внимание на морды мраморных львов, торчащие из стены. За сто лет память о Галикарнасе исчезла, Бодрум превратился в глухую провинцию. Ч. Ньютон установил, что крепость все же стояла не на месте мавзолея, а чуть поодаль от морского берега. Он нашел и вывез в Англию 12 плит фриза, потом обнаружил ещё 4 метопы Скопаса: Амазонки отбивались и наступали, они были изображены с пафосом - в гневе схватки и в разгар отчаяния, переживания мужества ради  победы и осознания неминуемой гибели. Ещё одна находка Ньютона - это и обе статуи Мавзола работы Бриаксида: одна усатая и  двухметровая, другая трехметровая (она передает облик волевого и энергичного человека с высоким лбом и пухлыми губами, пристальным взглядом глубоко посаженных глаз, благородным выражением на лице). Найдена и 2-метровая статуя Артемисии из квадриги, а также мраморная лошадиная голова высотой 1 метр с бронзовой позолоченной уздечкой и украшениями. Голова намеренно деформирована, ибо смотреть на лошадь нужно было снизу (на 43 метра) и издали.

           Мавзолей простоял более двух тысячелетий, и разрушили его руки человека.

 

 

                                     ФАРОССКИЙ МАЯК

 

Самая оживленная на Греко-египетском перекрестке Большая Гавань при входе в порт Александрии была небезопасной для судов. Часто спускался туман и менялось направление ветра. Было решено поставить маяк  на дамбе в 285 году до н.э. Дамбой длиной 1290 метров (7 стадий) соединили материк и остров Фарос. Проложили под водой водопровод и канализационные трубы, обеспечили подвод ГСМ. Маяк должен был служить форпостом для города, построенного Александром Македонским после завоевания этой сказочной страны. Город был окружен с юга озером Мареотис и отодвинут на несколько километров от Дельты во избежание заиливания. Из Нила в озеро был прорыт канал для торговых судов. Птолемей, сын Лага, полководец Македонца, строил Александрию по плану царя и его архитектора  Хейрократа. Город получился богатым и красивым, настолько же функциональным. Со всего света в него приезжали ученые - получить образование, как Архимед, побывать в обсерватории  Храма муз ( в Мусейоне), почитать редкие книги в Библиотеке. В Мусейоне жили и работали Евклид-геометр, хирург Герофил, механик Герон (автор книги «Театр автоматов»). И конечно, целью поездки было лицезрение одного из чудес света - Маяка на острове напротив Александрии.

          Строительством дамбы и маяка руководил Сострат Книдский. Башню строили 5 (20) лет. Высота составляла 117, 120 или 135 м (по другим данным 180). Свет распространялся на расстоянии 60-100 км.  Башня была трехэтажной. В основание был положен куб высотой 60 метров, облицованный каменными плитами. Внутри, на площади в 600 кв. метров жили служители маяка и ученые.  В основании маяка автор высек надпись: «Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Эту надпись он заштукатурил и поверх написал имя Птолемея Сотера.

         На втором этаже высилась 40-метровая башня в виде 8-гранника - она была облицована белым мрамором. На третьем этаже была круглая зала с 8-ю колоннами. Купол венчала 7-метровая бронзовая статуя Посейдона или Птолемея. На дне гавани найдены в 1994 году Жан-Ивом Амперо  7-метровой статуи царя Птолемея Второго, весом в 23 тонны. В начале 1990-х годов нашли под водой и блоки розового гранита.

             В башне горел костер, и система зеркал (бронзовых или линз из хрусталя?) посылала его свет на все 4 стороны света. Там работали астрономы (это обсерватория), внутри находилась клепсидра-часы, работающие на воде и солнечные часы, а также флюгера.                   

            Внутри башни была спрятана пологая спиральная лестница, по которой мулы возили повозки с дровами. Есть мнение, то за этим наблюдало 300 человек.

             Крыша была плоской и украшалась колоссами морского бога Тритона. Как это все выглядело, мы знаем благодаря рисункам с  античных ваз из Афганистана, найденных в 1938 году французами.        

                 С падением Римской империи пламя погасло, затем обвалилась верхняя башня. До землетрясения 14 века стоял фундамент, а затем турки, взяв Египет, встроили руины в крепость Кайт-бей. Так они до сих пор и стоят. Но все, кто видел маяк в древности, восхищались роботами из позолоченной бронзы в виде женских фигур. Одни показывали силу ветра и баллы при шторме, передвигая золотые стрелки на синих циферблатах, другие служили флюгерами, указывая направление ветра, третьи следовали руками за движением солнца и луны. Вокруг клепсидр тоже стояли автоматы, они отбывали часы. Еще одна сирена в непогоду трубила в изогнутый золотой рог.

               Май 1100 года был гибельным для Александрии - после землетрясения город недосчитался целого прибрежного квартала - он ушел под воду. Это был именно греческий квартал со свеем ценным, что было в Александрии. Не уцелел и островной маяк. Его разрушение продолжалось и в 1301 году при столь сильном землетрясении в Египте, что упали даже колонны Карнакского храма Амона и облицовка с Великих пирамид.

 

 

                ХРАМ АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ

 

Эфес известен как крупнейший из городов Ионии, славной учеными и художниками. Под Милетами стоял храм Аполлона в Дидимах, а на Самосее - храм Геры. В Элладе знали об этих непревзойденных памятниках анатолийской архитектуры. В 560 году до н.э. ионийцы решили совместными усилиями воздвигнуть храм в честь покровительницы Анатолии - Артемиды, сестры высокочтимого бога Аполлона. 127 полисов оплатило возведение колоннады вокруг храма, но наиболее щедрую лепту внесла страна Лидия  - её царь Кросус Лидиан  (Крез)  пожертвовал средства на храм и подарил 8 золотых статуй.

             Есть нечто мистическое в истории с Артемисионом спустя много веков. Вокруг храма располагалось 7 священных рощ, где жрецы толковали судьбу по шелесту деревьев и шуму ручьев. Семь  полисов сообща строили храм, призвав с Крита знаменитейшего Херсифрона, наказав ему не стесняться в средствах. Храм строился 100 лет с участием 7 архитекторов, сменявших друг друга. Когда мы говорим о 7-м чуде света, мы не упоминаем, что на этом месте, в Эфесе, он уже был 7-ым по счету (первый возвели амазонки, когда сама богиня Артемида передала им план храма, созданный на Олимпе). Семь лет искал Артемисион английский археолог 19 века Джон Вуд, руководствуясь римскими хрониками,  и нашел он его в болоте на глубине 7 метров по обломкам колонн, фрагментам рельефов, слою мраморной крошки и фундаменту. Британский музей, по его совету, купил у Турции это болото и тогда были обнаружены стены, площадь и улицы, следы театра и библиотеки. За три года удалось достать 60 тонн артефактов. 

           Когда говорят о чуде света - Артемисионе, имеют в виду не 7-й, а 6-й храм, который построил Херсифрон и сжег Герострат. Херсифрон учел печальный опыт погружения здания в болото при малейших толчках почвы (и поныне землетрясения в Турции бедственны). Был возведен котлован и заполнен смесью угля и шерсти толщиной в несколько метров. 10-ступенчатая терраса служила основанием для фундамента и амортизатором. Храм простоял долго. Есть неясные указания на символику всех его элементов, но перестройке храма в 7-й раз это знание было утеряно. Римляне писали, что Артемисион - это Вселенная в миниатюре.

       Строительство велось из местного мрамора. Длина храма составила 105 метров, ширина 51 метр. Храм окружал диптер из 127 колонн, весом по 150 тонн, они были в ионическом стиле, каждая высотой 18-20 метров. Бронзовые скульптуры выполняли Фидий, Поликлет, Кресилай  и Фрадмон.

           Когда архитектор оказывался бессилен, то на помощь приходила сама Артемида (так, долго не вставала на место в пазы балка, и, отчаявшись, великий зодчий решил принести себя в жертву наутро, измученный борьбой с подрядчиками, завистниками и туристами), но за ночь балка сама опустилась на предназначенное ей место и в этом усмотрели волю богини). Все же Херсифрон не дожил до окончания строительства, и его продолжил его сын Метаген, а когда и тот скончался, достроили храм Пеонит и Деметрий в 450 году до н.э.

         Храм служил не только религиозным учреждением. Рядом располагался рынок. Дары богини приносили все - торговцы и короли, туристы и ремесленники. Однажды, когда Эфес находился в осаде, жители города протянули от храма веревку, включив свои кварталы под защиту Артемиды, и город остался цел. Со всех концов Анатолии люди передавали на хранение свои сбережения (ученик Сократа, Ксенофонт, отправляясь на войну с персами, передал большую сумму денег в Артемисион, а по возвращении выстроил на них в своей Элиде - городке Скиллунте - точную копию Артемисиона).

        Артемисион сгорел 21 июля 356 года до н.э. от рук Герострата, пожелавшего обессмертить свое имя в истории. Он не стал выцарапывать его на стене и не придумал ничего более достойного, совершив святотатство и навеки опозорив свой род, как писал историк 4 века до н.э. Феопомн. Деревянные перекрытия заполыхали, огонь перекинулся на картины и жертвенные одежды, чудные двери, запасы зерна и казну с золотом и серебром - все сгорело, оплавилось, треснуло и рухнуло. Ионийцы наказали Герострата изгнанием из города навеки и на следующий день стали восстанавливать храм заново, с нуля. Они ещё не знали, почему боги в ту ночь смотрели в другую сторону   - в македонской Пелле родился Александр, сын Филиппа, позже именовавший себя сыном Зевса. Об этом написал Плутарх («богиня была слишком занята заботой о рождении  Александра, чтобы спасти храм»).

           Собирали ионийцы пожертвования на храм долго. Повзрослел Македонец и стал великим полководцем. Освобождая греко-анатолийское население от тирании персов, он прошел мимо Эфеса спустя 25 лет, в 333 году до н.э. и, узнав историю про пожар той ночью, захотел пожертвовать на храм недостающие средства. Александр лишь пожелал, чтобы имя спонсора осталось на мраморной табличке в храме, чего ионийцы хотели меньше всего - они как раз гордились анонимностью даров. Философы нашли отговорку - не подобает богу строить храмы другим богам. Так они спасли честь Ионии, рискуя навлечь гнев Александра Македонского на свою страну. Александр оценил дипломатию и, рассмеявшись, дал не только денег, но и прислал своего  зодчего  Дейнократа, обговорив прежде с ним следующее строительство - города Александрии в Египте.

         Артемисион восстанавливали в ещё больших масштабах (109 метров длины) и с эллинистической помпезностью. Крышу сделали из мрамора, барельефы готовил сам Скопас, избрав темы из мифологии. Страбон писал, что граждане пожертвовали все свое имущество, а женщины - украшения. Внутри поставили статуи работы Праксителя и поместили картины ионийских живописцев. Художник Апеллес написал по заказу эфесцев портрет Александра Македонского в виде Зевса Олимпийского с молнией в руке, причем придумал оптический эффект - рука с молнией выступала за раму. За это живописец получил 25 золотых талантов (1 талант - 25-29 кг).

           Судя по описаниям историков, другие картины были посвящены троянской войне (безумный Одиссей, не желающий воевать, воин, вкладывающий меч в ножны).

         Главной святыней храма была 15-метровая статуя богини в виде многогрудой матери-кормилицы (такой она сохранилась на монетах). По традиции, остов статуи был сделан из дерева с обшивкой из слоновой кости, серебра и золота (хризоэлефантинная техника). На шее Артемиды висело ожерелье из драгоценных камней.

          Ещё пять веков простоял 7-й храм. Римляне, чтившие богиню под именем Дианы, посылали богатые дары, а Вибий Салютарий - множество серебряных и золотых статуй. Самым изысканным и величественным храмом в мире назвал историк Амнемий этот вариант Артемисиона, а римский писатель Плиний Старший отозвался об Артемисионе  как о поистине удивительном памятнике высокой греческой культуры, поражающей своим великолепием. Поэт Антипатр Сидонский даже предлагал считать его чудом света, только не 4-м по каноническому списку, а первым, вместо далеких египетских пирамид.

         И этот вариант храма служил крупнейшим художественным музеем Эллады и Анатолии - произведения искусства выставлялись в простенках диптера, а затем пристроили крытую галерею-пинакотеку. Сделав Эфес своей провинцией, римляне провели мощеную дорогу к храму и укрепили дамбу, чтобы строение не заливала река Каистра. При римлянах храм служил и банком - верховный жрец хранил золотой запас полиса, отвечал за выдачу ссуд и сбор процентов, а эфесцы отдавали на хранение и под залог свои драгоценности, как в ломбард. Было решено утроить в храме городской архив. Между колоннами выставлялись плиты с декретами правительства, списки почетных граждан и знатных путешественников, приезжавших в Эфес. В библиотеке храма можно было найти исторические хроники, оды поэтов, философские трактаты и драмы (эта идея была взята Александром македонским на вооружение, когда он размышлял о египетском Мусейоне).

              В нашу эру слава храма послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфесцы изгнали из города апостола Павла с соратниками и это не прошло им даром - в 263 году готы дотла разорили город и разграбили храм. Варварски обошлись с ним и византийцы - растащили мраморную облицовку и разобрали крышу (она же служила «замком», скрепляющим всю конструкцию). Колонны стали погружаться в болото. Византийцы не считали нужным беречь храм после запрета язычества Феодосием Первым Великим в 391 году. Но жрецы продолжали ещё 200 лет тайно служить Артемиде, пока город не разрушило очередное сильное землетрясение, разогнав жителей в разные стороны.

             В 1426 году Эфес завоевали османы и пережгли мрамор на известь для своих домов, а дамбу разорили - вода заполнила котлован и засосала храм в болото. За полтысячелетия турки так и не изыскали средств, чтобы возродить чудо света, подобно Джону Вуду в 1839 году. Хотя фундамент и найден, даже высится одна из колонн,  работе препятствуют малярийные комары, по причине чего туристы из Кушадасы, Памуккале, Мармариса и Измира не посещают это гиблое место.

 

                          СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО

 

Это единственное в Европе одно из семи чудес света. Оно находилось в 150 км. к западу от Афин. Жители Олимпии утверждали, что именно на их земле Зевс одолел своего отца Крона в борьбе за власть, и в честь этого события в 776 году до н.э. были придуманы Олимпийские игры с жертвоприношениями в честь Зевса у входа в его храм. Храм был задуман архитектором Либоном и построен в 456 году до н.э. из огромных каменных блоков с массивными колоннами. Чтобы несколько приукрасить простоту дорического стиля, было решено заказать колосс великого Олимпийца самому Фидию с учениками. Храм закрыли в 391 году н.э. по повелению Феодосия Великого из Византии. Храм был уже поврежден многочисленными землетрясениями, пожарами, обвалами и наводнениями. Длина его составляла 64 метра, ширина 18 м, а высота потолков около 20 м. В центре зала стоял трон, на котором восседал Зевс. Высота её была 12 метров 40 см, то есть с 4-этажный дом. Фундамент трона был высотой 6,5 м. в ширину и метр в высоту, из-за чего голова Зевса упиралась в потолок (Страбон немало критиковал Фидия за несоответствие пропорциям). Вдоль стен были площадки  для зрителей, которые могли заглянуть богу в лицо.

       Фидий начал работу над статуей в 440 году до н.э. Годом раньше он заготовил золото и слоновую кость, а затем ваял из них части колосса, чтобы потом собирать его воедино. На деревянный каркас с помощью крючков из железа и бронзы крепились листы металла и кости.

           Ручки трона были украшены сфинксами и танцующими фигурами крылатой Ники, богини победы. На спинке трона изображены Хариты - красавицы-дочери Геры и Зевса. Пьедестал передавал сцену рождения Афродиты. Аполлон, Артемида и Ниобея были персонажами барельефов. Павсаний отмечал: «На его голове венок из оливовых веток. Его правая рука, в которой он держит фигуру Ники, сделана из слоновой кости и золота… В левой он держит скипетр, инкрустированный несколькими типами  металла, и орла, усевшегося на скипетр. Его сандалии сделаны из золота, как и плащ. Трон украшался золотом, драгоценными камнями, эбеновым деревом и слоновой костью». Глаза Зевса сверкали драгоценными камнями.

Зевс восседал на троне, преисполненный величия и человечности. Перед ним был небольшой бассейн, выложенный голубым камнем из Элевзина и белым мрамором. Туда стекали остатки оливкового масла, которым регулярно смазывали хризоэлефантинную статую, по словам Павсания.

                   В ливийской Курене построили копию Зевса Олимпийского, но она не сохранилась. Римский император Калигула в 1 веке пытался перевезти колосса в Рим, но потерпел неудачу, ибо Зевс разразился смехом и рабочие разбежались. В 391 году Олимпийские игры запретили римляне и закрыли все греческие храмы, которые стали разрушаться от времени.  Но греки смогли спасти статую от наводнения, перевезя её впоследствии в Константинополь. В 462 году дворец императора Феодосия Второго сгорел от пожара и  чудо света пламя не пощадило - остались обугленные пластины слоновой кости и золотые капли от плаща, сандалий, волос, венка и бороды. Цицерон и Плиний старший считали колосса непревзойденным шедевром. Остатки храма и стадиона сейчас под илом. Недавно немецкие археологи нашли мастерскую Фидия, где строился колосс.  Они обратили внимание на византийскую церковь, перестроенную из античного здания, немногим уступавшего храму Либона. Там раскопаны орудия архитекторов и скульпторов, ювелирные сколы и литейная яма с бракованными деталями, остатки гвоздей и крючков. Найдена форма, в которой отливалась тога Зевса. Но самое удивительное - это кувшин с надписью на донышке: «Принадлежу Фидию».

 

                      ВИСЯЧИЕ САДЫ ВАВИЛОНА

 

 Именно Вавилона, а не Семирамиды, как давно привыкли говорить. Семирамида (греческий вариант имени ассирийской царицы Шаммурамат) не имеет к этому памятнику никакого отношения - её перепутали с вавилонской царицей - супругой царя Навуходоносора. Шаммурамат тоже родом из этого города, который прославила как мудрый политик и полководец 9 века до н.э., заказчица целого ряда храмов и дворцов. Они не сохранились после падения города в 689 году до н.э. под ударами персов.

            История Висячих садов начинается в 6 веке до н.э. Навуходоносор Второй боролся с Ассирией и для этого заключил выгодный мир с царем Мидии Киаксаром. Царь отдал вавилонянину в жены свою дочь Амиту (Амитис). Царица тосковала по горной Мидии на пыльной вавилонской равнине. Чтобы её утешить, Навуходоносор решил создать райский уголок. Задымили кирпичные заводики, выдавая широкие и плоские кирпичи, приходили из дальних стран караваны с деревьями, завернутыми во влажную рогожу, с Евфрата поступали запасы плодородного ила, а с севера - семена редких растений. Колесо начинало подавать воду по цепочке из ведер наверх - террасы стремительно росли ввысь (высота комплекса составляла 40 м). Четыре яруса на колоннах высотой 25 м. Длина основания составляла 42 метра. Этажи соединяли широкие пологие розово-белые лестницы, украшенные цветными изразцами.  Основу террасы покрывал слой тростника  битумом для гидроизоляции, затем 2 слоя кирпича с гипсовым  раствором, а поверх укладывались свинцовые плиты. Плодородный слой земли мог принять даже самые большие деревья. Водоподъемник обеспечивал непрерывную подачу воды (рабы качали день и ночь) для журчания фонтанов и водопадов.

            На вершине сооружения стоял павильон царицы. Зелень сада и белые песочные дорожки оттенялись экзотическими цветами и кустарниками.  В горячем воздухе Вавилона зелень словно реяла в воздухе, подобно миражу в пустыне - сады поэтому и назвали «висячими».

             В 331 году жители Вавилона взмолились Александру Македонскому, прося освободить их от власти персов. Он осмотрел после победы дворец царя Навуходоносора и был поражен как величием города (собирался сделать его столицей своей империи, идя в Индию), так и садами. Через 8 лет он вернулся, снедаемый лихорадкой, и повелел перенести себя в цветник Амиты, где и испустил дух.

             Со смертью полководца его наместники-диадохи растащили и развалили империю, Вавилон окончательно развалился, а дворец погиб от наводнения, колонны рухнули, ярусы обвалились, а деревья давно засохли, ибо подъемник некому было вращать.

      Геродот и Антипатр Сидонский лично осматривали эти места и были поражены их красотой, величием инженерного гения. Страбон, Павсаний и Ктесий готовы были петь гимны в честь изобретателей чуда в пустыне.

             До 1898 года никто не знал, где искать сам Вавилон. Усилиями французских, датских и английских археологов на берегах Тигра и Евфрата обнаружились города шумеров и аккадцев, найдена была библиотека в ассирийской Ниневии. С целью раскопать Вавилонию прибыла в 1898 году в Месопотамию немецкая экспедиция Роберта Кольдевея. В течение 5 лет они должны были найти этот город с его массивными крепостными стенами и башнями. В числе приоритетов были дворец Навуходоносора и Висячие Сады. Кольдевей читал античных историков и записки сподвижников Македонца, которые фиксировали каждый шаг армии - это позволило вычислить арабское селение Хилле в 90 км к югу от Багдада. Там стояли холмы-телли, в них нередко находили глиняные черепки. На 14-1 день раскопок археологи наткнулись на руины города - его стену. Диодор Сицилийский писал, что Вавилон провалился сквозь землю и город действительно лежал на большой глубине. Затем обнаружили зиккурат Э-темен-анки, который долгое время принимали за легендарную Вавилонскую башню. Затем прошло немало лет, прежде чем был раскопан весь город. Работая в обширном царском дворце, Кольдевей наткнулся на фундамент из каменных блоков (всё в Вавилоне строилось из дешевого кирпича). 12-ть помещений располагались уступами по обе стороны широкой лестницы, но на зиккурат это не походило. Своды были выложены глазурованными изразцами, а массивные 7-метровые арки рассчитывались на большие нагрузки. Далее археологи наткнулись на русло искусственного ручья, колодцы и остатки водоподъемника с черпаками. Роберт Кольдевей телеграфировал о находке 2-го чуда света, ещё не предполагая, что ему придется выдержать яростное сопротивление коллег. Никто не поверил в возможность обнаружения этого легендарного памятника. Он же штудировал точное описание Садов по хроникам, арабским, сирийским  и курдским сказаниям, читал библейские источники: пятиметровые террасы и трехметровый слой земли, пруд для рыбок и цветник для бабочек. Страбон писал: «Висячий ад поддерживается сводами на арках, которые упираются на кубические столбы, поставленные один на другой. Столбы пусты и наполнены землей, так что вмещают в себя корни величайших деревьев. Своды и арки сделаны из обожженного кирпича и асфальта. Самая верхняя крыша имеет похожие на лестницу всходы и прилегающие  к ним помпы, посредством которых люди, к тому назначенные, непрерывно поднимают воду из Евфрата в сад».

            В 20 веке история открытий в связи с Садами Вавилона не закончилась. Открытия на территории древнего Шумера (храм Эсагила) дали представление об идеальных Висячих Садах. Эта идея опять принадлежала шумерам, а не вавилонянам и ассирийцам. У шумеров Сады были снабжены водопроводами и надежной гидроизоляцией, только вавилонские зодчие нарушили строительные нормы, заменив многие каменные арки кирпичными. Когда уровень почвенных вод повысился, конструкция пропиталась водой и просела. Поэтому Висячие сады ушли глубоко под землю и их, отчасти, тоже постигла судьба Артемисиона. По проекту ООН Вавилонские Сады было решено восстановить.

 
Новости сайта
07 Октября 2011, 08.16
В связи с исчерпанием площади сайта продолжение рекомендуется смотреть на mentore.mylivepage.ru а также учебные материалы можно
10 Сентября 2011, 20.19
Появилась новая папка: КУЛЬТУРА И МИФ, а в ней статьи -  1. Дневник Троянской войны глазами Диктиса
28 Августа 2011, 13.59
Добавляются интересные видео на тему "2012" для щекотания нервов и в помощь изучающим историю Древних цивилизаций, чьи
26 Августа 2011, 20.06
Закачаны 54 новых книги в вордовском формате. 7. Акимов. Облик физики  21 века. 8. Хализев В. Теория литературы. 9.
14 Августа 2011, 14.13
1.Открыт и уже месяц стабильно работает наш сайт, посвященный спецкурсам для филологов - по мировой мифологии и по
28 Июня 2011, 14.04
28 июня на сайт добавлена категория "изба-читальня", а в неё - бессмертное и актуальное  творение Виктора Хализева по
11 Мая 2011, 16.18
Появилось содержание сайта, по которому можно ориентироваться. добавлена книга Друнвало Мелхиседека по Египту (наиболее
11 Мая 2011, 15.16
1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС: введение в "Альтернативную историю Древних цивилизаций (ДЦ) и культур; тезаурус общего свойства к
10 Мая 2011, 19.45
Много нового в Античности, особенно в разделе Анатолия (Троя и Шлиман, обзор анатолийского искусства, крито-микенской
05 Мая 2011, 14.18
Вот ссылка на 47-минутный ролик про Кайлас: Пирамиды - антенны Вселенной
Ближайшие праздники
Праздники России


Карта сайта