nationalgeographic.com

http://channel.nationalgeographic.com/episode/stonehenge-decoded-3372/#tab-map
Лаборатория Альтернативной Истории (ЛАИ)
http://lah.ru/сайт ЛАИ переход в кинозал и к фото ЛАИ: http://www.lah.ucoz.com/forum/55-1779-1
karta_zemletrjasenij_onlajn
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm http://rechkin.org/index/karta_zemletrjasenij_onlajn/0-104 http://www.iris.edu/seismon/views/eveday//imgs/zmMap.eveday.Central_Asia.gif http://rechkin.org/index/karta_zemljatresenij_onlajn/0-104
Вход на сайт



Малые баннеры

Онлайн
Сейчас 12 гостей онлайн
альтернативные цивилизации
http://naturesecret.ru/
Новости
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm
IRIS Сейсмический Монитор - Последние землетрясения  
Original Text:

       ПЕТРА. РОЗОВЫЙ ГОРОД, ЗАТЕРЯВШИЙСЯ В СКАЛАХ

               Поистине уникально это необыкновенное чудо, красно-розовый  город моложе лишь самого времени. Английский поэт и путешественник Дж.У. Бэргон вспоминал: стою перед разломом в 90-метровой скале — как будто кто-то ударил по ней огромной кувалдой, но гора, расколовшись, все-таки устояла. Это Сик — один из нескольких путей, ведущих в Петру, и, пожалуй, самый незабываемый и волнующий. Вхожу в него и чувствую себя Алисой, попавшей в кроличью нору, — так нереально происходящее: дорога             уводит все дальше и дальше в глубь розовых скал, и какая-то неведомая сила все сильнее и сильнее влечет вперед, в неизвестность.  А когда, наконец, в узком разломе появляется необыкновенной красоты огромный розовый барельеф — забываю обо всем на свете. Вот она, розовая Петра! Далекая мечта из детства!

            Традиционное название Петра и греческое Села в переводе означают одно и то же — «скала» или «камень». И действительно, ей нельзя было  подобрать более подходящего имени. Это огромный город (когда-то здесь жили не менее 20 000 человек) с дорогами, горами, скалами,  ущельями и пропастями, в которые посмотришь — и дух захватывает! Природа раскрасила их во все цвета и оттенки не только розового и             красного, но и малинового, голубого, фиолетового, коричневого, лилового — трудно поверить, что такое вообще бывает! А огромное количество гробниц, их размеры, разнообразие потрясают воображение, и невольно задумываешься: кто построил все это?  Петра многогранна, здесь оставили свои следы и эдомиты, и набатеи, и римляне, и крестоносцы. Сейчас это царство бедуинов и туристов, но даже и теперь попадаешь в Петру — и как будто прикасаешься к тайне, такой же древней, как сама Вечность.

            Впервые Петра упоминается в Ветхом Завете. До сих пор недалеко от нее находится чудесный источник, который Моисей открыл для евреев во время их сорокалетнего пребывания в пустыне. Здесь же, на горе             Джебель Гарун, похоронен старший брат Моисея — Аарон. В то время это  был небольшой эдомитский город, от которого не осталось почти никаких следов. Позже в Петру пришли набатеи — загадочный народ, о котором известно очень немного. Вот как Масуди, арабский историк первой половины Х  в., объясняет происхождение набатеев: «После Потопа народы  поселились в разных странах. Среди них были набатеяне, основавшие  город Вавилон, которые были потомками Хама, поселившимися в этой области под водительством Нимврода, сына Куша, который был сыном Хама и правнуком Ноя. Это случилось в то время, когда Нимврод  получил управление Вавилоном в качестве посланного Дзаххак’а,  называемого Биурасп». Е.П. Блаватская пишет, что «набатеяне» — мистическое наименование касты, посвященной богу Тайной Мудрости,  Нэбо, которое явно доказывает, что они были оккультным братством. Набатеяне, пришедшие в Сирию из Басры, были выродившимися членами этого братства.

            Именно набатеи подарили миру прекрасную архитектуру Петры — более 800 выдолбленных в камне памятников. Первое, что видишь, выходя из Сика, — это величественный фасад Казны, или Сокровищницы. К сожалению, все памятники Петры получили свои теперешние названия уже в наше время, и названия эти не имеют почти никакого отношения к истории. Так, Казна своим именем обязана легенде о сокровищах фараонов Египта, которые якобы хранились в расположенной на ее фасаде урне. К сожалению, вся урна сегодня испещрена отверстиями от  пуль тех, кто таким образом пытался вызвать на свои головы «золотой дождь». Скорее всего, Казна — это гробница набатейского царя Ареты IV. Почти 40-метровый фасад поражает своим величием и красотой. В Петре существовал театр на 3000 человек, и хотя он очень похож на римский, построен он был еще во времена набатеев. Набатеи были искусными зодчими, великолепными торговцами и  гениальными водными инженерами. Жители Петры испытывали постоянную   нехватку воды: двух источников, имевшихся в городе, было недостаточно. И поэтому от источников долины Вади Муса (долины Моисея) в скалах был прорублен тоннель, по которому в город поступала вода. А на случай осады в распоряжении набатеев имелись крытые каменные резервуары для сбора дождевой воды. Отовсюду со скал к ним вели водостоки, которые и по сей день во множестве сохранились в Петре.

            Петра процветала на протяжении столетий, а во время правления царя  Ареты III (I в. до н.э.) набатеи расширили свои границы вплоть до Дамаска. Они торговали с Китаем, Индией, Дальним Востоком, Египтом, Сирией, Грецией и Римом. В Петре покупали и продавали всевозможные  специи, ладан, золото, железо, медь, слоновую кость, животных,  лекарства, сахар и многое-многое другое. Она стала перекрестком разных культур и одним из самых богатых городов древнего мира. Богатство Петры привлекло к ней внимание римлян. Их попытки захватить Петру окончились неудачей, но набатеям все же пришлось платить Римской империи дань. При всей своей неприступности Петра не  устояла перед  могуществом Рима и в 106 г. стала одной из его провинций. Но Петра процветала и при римлянах: здесь появились новые храмы, колоннадная улица, триумфальная арка. Со всех сторон в город съезжались купцы, богатства города преумножались. К сожалению, этот последний расцвет длился недолго, к III в. Петра пришла в упадок. Этому способствовало изменение караванных путей, которые теперь шли через Пальмиру. В V и VI в. здесь появились христиане, они построили византийскую церковь и переоборудовали под церкви некоторые гробницы. Сейчас еще можно разглядеть кресты на их фасадах. К тому моменту, когда в VII в. сюда пришли арабы, Петра была уже полностью заброшена. Город ожил на какое-то время с приходом крестоносцев. В 1100 г.,  незадолго до того, как стать королем Латинского королевства, Балдуин помог монахам св. Аарона освободиться от сарацинов. Став королем, он обнаружил, что юг его владений, начиная от крепости святого Абрахама в Хевроне, практически незащищен, и построил крепости Керак, Шобак, Тафила и крепости в долине Моисея. Сегодня от цитадели в Петре осталась только лестница и каменная кладка. Но, судя по расположению, она когда-то гордо возвышалась над всем городом.  С уходом крестоносцев о городе забыли. Последним, кто побывал в Петре, был султан Египта Бейбарс.  Возвращаясь из Каира, он заехал в город — и был очень впечатлен.            Вновь открыл Петру миру швейцарский ученый и путешественник Иоганн  Людвиг Буркхардт, первым из европейцев ступив на эту землю через 600  лет после Бейбарса, в 1811 г.  Существует множество легенд о несметных сокровищах Петры. Она процветала и была богатейшим городом многие века, и никто никогда не видел, чтобы легендарные сокровища куда-либо вывозили. Но до сих пор  найти их так никому и не удалось. Петра хранит свою тайну.

·         Проходили мимо века и тысячелетия, но судьба Баальбека также смутно проглядывалась сквозь летописные шоры. До тех самых пор, пока в этих местах не объявились римляне.  Сейчас можно только гадать, сколь величественны были постройки в Баальбеке в доримскую эпоху. Кроме основания, сложенного из грандиозных каменных блоков, равного ему  нет. Однако и его одного оказалось вполне достаточно, чтобы загадать загадку не одному  поколение исследователей. Баальбек - непревзойденный образец древней гигантомании.
         Каригор Олегин пишет: пустившись на столь тяжкие и по материальным и по человеческим затратам работы, римляне чуть было не воздвигли свою Вавилонскую башню. Строительство завершилось, в храмах запылали священные очаги, паломники со всего света стали съезжаться, чтобы подивиться мощи силы и разума Римской империи, Однако у Истории своя ирония судьбы. Бог и здесь "смешал языки": вскоре Римская держава пала и населяющие ее народы рассеялись по новым империям и государствам.
          Тем не менее, римляне действовали не безумно. Скорее всего, их обуревало "безумство храбрых". Построить величественный священный комплекс в Баальбеке было для них жизненно важно. Почему? Во-первых, может быть потому, что тогда Баальбек находился практически в самом центре той части известной римлянам Ойкумены, которую сегодняшние геополитологи назвали бы зоной их жизненных интересов. Действительно, от Баальбека, что до атлантического побережья современных Португалии и Марокко на западе, что до благовонных царств Индии и Шри-Ланки на востоке, что до славных своим янтарем балтийских взморий на севере, что до богатых слоновьей костью и золотом саванн "черной" Африки на юге - почти что одинаковое расстояние. Таким образом, Баальбек - это своеобразный Пуп Земли, той земли, на которую у римлян были самые широкие виды. Недаром, неспешно прогуливаясь среди поверженных останков Храма Юпитера,  без особого труда можно обнаружить запечатленные в орнаменте солнечные символы самых разных народов: тут и львиные пасти, и лотосы, и свастика, и даже шамбалистские мандалы! Несомненно, римляне несколько самоуверенно, с высоты своего сверхдержавного положения, хотели показать всему остальному миру, где надлежит быть его центру, однако, и это, во-вторых, у них могли существовать и другие, более возвышенные причины. Если у древних Баальбек и долина Бекаа связывались с местом перехода в обитель богов и правом на свой кувшин с амброзией, Рим итогом своих завоеваний и славы неотвратимо обрек себя на обжиг кирпичей для своей собственной башни...
                       Каждый, в итоге, строит свою башню. Всю жизнь обжигает кирпичи и строит... Это не безумная гордыня даже, это - инстинкт. А посему до римлян, помимо Каина и Нимрода, приходили в долину Бекаа возводить свои башни и неведомые создатели египетских пирамид, и предтеча Моисея, давшего миру единобожие, фараон-реформатор Эхнатон, и строитель империй Александр Македонский. После римлян все как бы кончилось: Баальбек пришел в упадок, руками византийцев, арабов, крестоносцев, турок и монголов, а затем и силой землетрясений Господь смешал уже не языки, а сами вечные камни...
                      Что же касается древнего основания, на котором возведен храм Юпитера, то официальная история архитектуры традиционно приписывает его сооружение все тем же римлянам. Вроде бы верно, но как оспорить это, если нет точно доказуемых свидетельств. Предположения - не наука. Но они есть, причем достаточно веские.

·                         Каригор Олегин отмечает, что точность обработки поверхностей блоков баальбекской платформы - это позор каменотесов нашего времени. Даже с помощью самого современного камнерезного оборудования чрезвычайно трудно достичь той точности обработки, которую продемонстрировали баальбекские мастера по камню. В стыки между блоками, как мы уже упоминали, даже лезвию не протиснуться. Правда, камень, из которого изготовлены блоки, не слишком тверд - это, так сказать, полумрамор - полуизвестняк, способный под воздействием длительных нагрузок и влаги как бы оплавляться, в результате чего блоки теснее прижимаются друг другу и стыки становятся непролазными даже для капли воды. Но если мягкостью исходного материала и можно объяснить идеальность стыков, как истолковать отсутствие повреждений, которые неизбежно должны были появиться при транспортировке блоков к месту их постоянного залегания? Если бы тогдашние строители Баальбека пользовались теми первобытными методами, которые требует от них применять современная наука, повреждения относительно податливых поверхностей исполинских камней носили бы массовый характер, а таких свидетельств не обнаружено.

·         Интернет-группа New 7 Wonders Society и признанный ООН швейцарский Институт сохранения культурного и исторического наследия Афганистана объявили о своем желании приступить к реставрации, а вернее, к восстановлению статуй Будды. Девизом объявленной ими акции по сбору пожертвований и дотаций на реализацию этого проекта стало: "Уничтожение не сможет заставить человечество о том, что является частью его наследия". Когда эта инициатива дошла до специально учрежденного ради сохранения мирового наследия Комитета при UNESCO, его деятели заявили, что международными правилами восстановление разрушенных памятников не приветствуется. И даже если в данном случае будет сделано исключение. этот проект еще нуждается в многоступенчатом одобрении и многослойном обсуждении. Однако совершенно очевидно, отметили в секретариате UNESCO, что и в этом случае такого рода работы не будут проводиться ни по частной инициативе, ни по индивидуальным проектам. В апреле текущего года ЮНЕСКО планирует организовать в Кабуле международную встречу для обсуждения перспектив восстановления знаменитых статуй Будды в Бамиане, варварски уничтоженных по приказу лидеров движения "Талибан". По предварительным оценкам специалистов на реализацию этого проекта уйдет не менее 4 лет и потребуется, как минимум, 30-50 млн. долларов. Воссоздание древних статуй рассматривается ЮНЕСКО в качестве "бесспорного политического приоритета". С точки зрения символики, этот проект ознаменует собой отречение мира от всего того, что связано с талибами и террористической сетью "Аль-Каида". 
В экономическом плане, утверждают специалисты, реконструкция Будд позволит пополнить афганскую казну и оживить индустрию международного туризма. "Что еще может заставить туристов совершить "увлекательное" восьмичасовое путешествие по разбитым дорогам из Кабула в Бамиан?" - задают риторический вопрос эксперты. Со своей стороны историки и реставраторы считают, что наиболее сложной задачей будет не столько восстановление статуй в их натуральную величину, сколько предотвращение дальнейшего разрушения крутых горных склонов, в значительной степени "поврежденных" многочисленными взрывами. Не исключено, что в первую очередь специалистам и инженерам предстоит укрепить горные склоны своего рода металлическим каркасом. К счастью сохранились детальные фотограмметрические данные о самой большой 53-метровой статуе, измерение которой в 1970 году произвел австралиец Роберт Костка.

·         Учения. Добуддийские учения. Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого религиозного брожения. К 6 в. до н.э. политеистическое почитание обожествленных сил природы, унаследованное от эпохи арийского завоевания Индии (1500–800 до н.э.), оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами-брахманами. В основу культа были положены два собрания сакральной литературы, составленные жрецами: Веды, сборники древних гимнов, песнопений и литургических текстов, и Брахманы, сборники наставлений по совершению обрядов. Позднее к идеям, содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась вера в реинкарнацию, сансару и карму.

·         Среди последователей ведийской религии находились жрецы-брахманы, полагавшие, что раз боги и все другие существа суть проявления единой высшей реальности (Брахмана), то освобождение может принести только союз с этой реальностью. Их размышления отражены в позднейшей ведийской литературе (Упанишады, 7–6 вв. до н.э). Другие учители, отвергая авторитет Вед, предлагали иные пути и методы. Одни (адживаки и джайны) делали упор на аскезу и умерщвление плоти, другие настаивали на принятии особой доктрины, следование которой должно было обеспечить духовное освобождение.

Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Его суть изложена в его проповеди Поворот Колеса Доктрины (Дхаммачаккхаппаваттана). Это “срединный путь” между крайностями аскетического подвижничества (казавшегося ему бессмысленным) и удовлетворением чувственных желаний (в равной степени бесполезным). По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять “четыре благородные истины” и жить в соответствии с ними. I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, что связано с существованием. II. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстное желание, которое приводит в новому рождению и сопровождается радостью и восторгом, ликованием от удовольствий, отыскиваемых здесь и там. Это жажда похоти, жажда существования и несуществования. III. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – это прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти. IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума, правильная сосредоточенность. Продвижение по этому пути ведет к исчезновению желаний и освобождению от страданий.

Учение Будды отличается от ведийской традиции, которая опирается на обряды жертвоприношений богам природы. Здесь точкой опоры является уже не зависимость от действий жрецов, а внутреннее освобождение с помощью правильного образа мыслей, правильного поведения и духовной дисциплины. Учение Будды противостоит и брахманизму упанишад. Авторы упанишад, провидцы, отказались от веры в материальные жертвоприношения. Тем не менее они сохранили идею “Я” (Атмана) как неизменной, вечной сущности. Путь к освобождению из под власти неведения и перерождений они видели в слиянии всех конечных “Я” в универсальном “Я” (Атмане, который есть Брахман). Гаутама, напротив, был глубоко озабочен практической проблемой освобождения человека через нравственное и духовное очищение и выступал против идеи неизменной сущности “Я”. В этом смысле он провозглашал “Не-Я” (Ан-Атман). То, что принято называть “Я”, есть совокупность постоянно меняющихся физических и ментальных составляющих. Все находится в процессе, а следовательно, способно улучшать себя через правильные помыслы и правильные поступки. Всякое действие имеет последствия. Признавая этот “закон кармы”, изменчивое “Я” может, прилагая правильное старание уйти от побуждений к дурным поступкам и от возмездия за другие поступки в виде страдания и непрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, достигшего совершенства (архата), результатом его страданий станет нирвана, состояние безмятежного прозрения, бесстрастия и мудрости, избавление от дальнейших рождений и печали существования. Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том виде, в каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения, которыми руководствовалась монашеская община (сангха). Впоследствии это направление получило название тхеравада (“школа старейшин”). На “втором соборе” в Вайшали руководители общины объявили незаконными послабления в десяти правилах, которые практиковались местными монахами. Так произошел первый раскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе, или Великой хронике Цейлона, их было 10 тысяч) вышли из старого ордена и учредили собственную секту, назвав себя махасангхиками (членами Великого ордена). По мере роста численности буддистов и распространения буддизма возникали все новые расколы. Ко временам Ашоки (3 в. до н.э) насчитывалось уже 18 различных “школ учителей”.

·         Первые сведения на русском языке о Курильских островах и т.н. «мохнатых курильцах» датируются 1697 годом (Владимир Атласов), а затем в 1737 году Камчатку посетил ученик Ломоносова, член РАН Степан Крашенинников. Он оставил  после  себя  классический  труд "Описание земли Камчатки",  где, помимо других сведений, дал подробную характеристику айнов как этнического типа.  Это  было  первым  научным описанием племени. Век спустя,  в  мае  1811  года,  к курильским берегам пристал русский военный  шлюп  "Диана"  под  командованием  знаменитого  мореплавателя Василия  Михайловича  Головнина.  Будущий адмирал в течение нескольких месяцев изучал и описывал природу  островов  и  быт  их  жителей;  его правдивый и красочный рассказ об увиденном высоко оценили как любители словесности,  так  и  ученые  специалисты.  Отметим  и  такую  деталь: переводчиком  у Головнина служил курилец,  то есть айн,  Алексей.  Нам неизвестно,  какое имя носил он "в миру",  но  его  судьба-  один  из многочисленных примеров контакта русских с курильцами,  которые охотно обучались  русской  речи,  принимали  православие  и  вели  с   нашими пращурами  оживленную  торговлю.  Такова предыстория научного изучения этого небольшого народа.

·         Проблема айнов. Загадочное  племя,  из-за  которого учеными разных стран сломано великое множество копий.  Белолицые и прямоглазые (мужчины к  тому  же отличаются  сильной  волосатостью),  айны  по  своему  внешнему облику разительно отличаются от других народов Восточной Азии.  Они  явно  не монголоиды,  скорее  тяготеют  к антропологическому типу Юго-Восточной Азии и Океании.  Охотники и рыболовы,  на протяжении  веков  почти  не знавшие  земледелия,  айны  тем  не  менее создали необычную и богатую культуру.  Их орнамент,  резьба и еревянная скульптура удивительны  по красоте и выдумке;  их песни,  танцы и сказания талантливы, как всякие подлинные творения народа. Аборигены Японских островов,  южного Сахалина и Курил,  айны  называли  себя  различными  племенными  именами- "соя-унтара",  "чувка-унтара".  Слово "айну",  которым их привыкли называть,  вовсе  не  самоназвание  этого  народа,  оно  означает только "человек".  Японцы называли айнов  словом "эбису".

Факты культурной истории айнов многочисленны,  и, казалось бы, можно с  высокой  степенью точности вычислить их происхождение.  В самом деле:  можно,  во-первых,  предположить,  что  в  незапамятные  времена  всю северную  половину  главного японского острова Хонсю населяли племена, являющиеся  или  прямыми  предками  айнов,  или  стоящие   по   своей материальной  культуре  очень близко к ним;  во-вторых,  известны два элемента,  которые  составляли  основу  орнамента  айнов-  спираль  и зигзаг; в-третьих, не подлежит сомнению, что исходным моментом айнских верований был первобытный анимизм, то есть признание существования души у любого существа или предмета;  наконец, достаточно хорошо изучены общественная организация айнов и  способ  их производства. Но оказывается, что метод фактов не всегда оправдывает себя. Например,  доказано:  спиральный орнамент никогда не был достоянием лишь  айнов.  Он  широко  применялся в искусстве жителей Новой Зеландии,  маори,  в  декоративных рисунках папуасов Новой  Гвинеи,  неолитических  племен,  живших  в  нижнем  течении  Амура.  Что это- случайное совпадение или  следы существования определенных контактов между племенами  Восточной  и Юго-Восточной Азии в какой-то отдаленный период? Но кто был первым, а кто перенял открытие? Или: известно,  что поклонение медведю,  его культ были распространены на обширных территориях Европы и Азии.  Но у айнов он резко отличен от подобных   ему,  существовавших  у  других  народов,  ибо  только  они вскармливали медвежонка грудью женщины-кормилицы!  Особняком  стоит  и язык айнов.  Одно время считалось, что он не находится, в родстве ни с каким другим  языком,  но  сейчас  некоторые  ученые  сближают  его  с малайско-полинезийской группой. Приведенные примеры говорят об одном: факты, которыми мы располагаем в отношении айнов,  разнообразны, противоречивы, порой трудно объяснимы, а иногда необъяснимы вовсе.

·         Древние айны? Историческая проблема,  возникающая  в связи с айнами,  есть вопрос их культурного и расового происхождения. Следы существования этого народа обнаружены в местах неолитических стоянок на Японских островах. Именно там зародилась  так  называемая  дзёмонская  культура,  или,  культура "веревочных   узоров",   носителей   которых  ныне  все  чаще и  чаще отождествляют с древними айнами. Начало научному изучению дзёмонских стоянок  было  положено  немецкими археологами Ф.  и Г.  Зибольдами и американцем Морсом.  Полученные ими результаты значительно разнились друг от друга.  Если Зибольды со всей ответственностью  утверждали,  что  дзёмонская  культура-  творение рук древних айнов,  то Морс был осторожнее.  Он  не  соглашался  с  точкой зрения  своих  немецких  коллег,  но  в  то же время подчеркивал,  что дзёмонский период существенно отличается от японского.  А что же  сами японцы?  Каких  взглядов  придерживались  ученые  Страны  восходящего солнца?  Большинство из них не  соглашалось  с  выводами  Зибольдов  и Морса. 

 Для   них   айны   были   всегда   только  варварами,  о  чем свидетельствует,  например, запись японского хрониста, сделанная в 712 году:  "Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю.- Б.  В.) они  застали  несколько  диких  народов, среди них самыми дикими были айны". Но вот  неожиданность:  вдруг  выясняется,  что  предки этих "дикарей" задолго до появления  на  островах  японцев  создали  целую  культуру, которой  может  гордиться  любой  народ!  Именно  поэтому  официальная японская  историография  предпринимала  попытки  соотнести   создателей дзёмонской  культуры  с  предками  современных японцев,  но никак не с айнами.

                     Между тем  изучение  дзёмонских  стоянок  продолжалось,   накапливался солидный   фактический   материал,   и   на  сегодняшний  день  ученые располагают  довольно  подробной  картиной  жизни   "протоайнов".   На некоторых деталях этого полотна мы остановимся подробнее, поскольку от них тянется нить  к  пониманию  постепенного  восхождения  современных айнов по крутой лестнице исторического развития. В археологии   термин   "неолитический"   применяется   в  основном  к обществам,  которые  полностью  или  в  значительной  мере  занимаются производством  пищи,  а  не  ее  собирательством.  Но  нет  правил без исключения.  Нередко в  периферийных  очагах  неолитической  культуры наряду с видимыми достижениями в обработке,  скажем, орудий труда, или в  ткацком   мастерстве   пища   по-прежнему   добывалась   охотой   и собирательством.  Именно  к  такому типу,  типу замедленного развития, относится и дзёмонская культура.  Большинство специалистов утверждает, что предки айнов не были знакомы с земледелием и скотоводством, а если в более поздней фазе развития и занимались ими,  то все же их значение было не столь велико, как значение охоты и рыбной ловли.

·         Одним из   доказательств   того,  что  дзёмонский  человек  интенсивно занимался собирательством,  принято  считать  груды  раковин,  которые часто  находят  возле  его  стоянок.  Древние айны поедали моллюсков в таком количестве,  что раковины от них образовывали не просто  груды- целые  горы.  Эти  горы  одновременно есть и самый характерный признак дзёмонских поселений,  ранние из которых относятся, видимо, ко второму тысячелетию до новой эры.  Многие из них сейчас раскопаны, а некоторые реконструированы и служат своего  рода наглядными  пособиями  при  изучении  условий  жизни  дзёмонцев.  Иногда их поселения располагались в пещерах,  но в большинстве  своём  люди дзёмона жили в постройках,  где пол находился ниже уровня земли.  Это так называемые полуземлянки, которые строили, например, в Северном  Китае  на  протяжении  всего неолита.  До сих пор не найдено никакого  удовлетворительного объяснения, почему дзёмонцы вкапывали свои жилища  в  землю.  Предположение,  что  это делалось с целью увеличить высоту  жилья,  кажется нам чересчур шатким.  Поднять  потолок  можно  было  с  помощью других, доступных в то время приемов.

·         Что представляли собой жилища дзёмонцев? Все они, или почти все, имеют форму круга  или  прямоугольника.  Расположение  столбов,  подпиравших крышу,  указывает  на  то,  что  она  была  конической,  если  основой постройки являлся круг,  или пирамидальной- когда в основе располагался четырехугольник.  Во  время  раскопок  не найдены материалы,  которыми могла бы покрываться крыша,  поэтому можно лишь предполагать,  что для этой  цели  использовались  ветки  или  тростник.  Очаг,  как правило, располагался в самом доме (только  в раннем  периоде  он находился снаружи)- вблизи стены или посредине. Дым  выходил  через  дымовые  отверстия,  которые  делались  на   двух противоположных  сторонах  крыши.  Очаг  чаще  всего вкапывали в пол и обкладывали крупными камнями.  Позднее дзёмонские дома отошли от  типа полуземлянок-  их  пол  располагался уже на уровне земли и был вымощен камнем.  Трудно сказать,  сколько человек обитало в обычном дзёмонском доме.  Во  время  одних  раскопок  обнаружена  хижина с останками пяти людей, погибших, как предполагают,  от несчастного  случая,  но  эта  находка не вносит никакой ясности в вопрос,  поскольку неизвестно,  действительно  ли  все  погибшие  жили вместе. Орудия и   оружие   дзёмонцев  были  весьма  похожи  на  те,  которыми пользовались и другие  сообщества  предисторических  людей,  живших  в аналогичных климатических и географических условиях.  Правда, дзёмонцы обладали одним существенным преимуществом- у них был обсидиан,  которым богаты  Японские  острова.  При  обработке  обсидиана грани получались более гладкими,  чем у кремня,  так что  наконечники  стрел  и  топоры дзёмонцев можно отнести к шедеврам неолитического производства. Топор, кстати, и был основным орудием дзёмонского человека. Его использовали и по своему прямому назначению,  и, вероятно, для рытья земли. Из других орудий важное  место  отводится  скребку  для  обработки  кож  и  коры деревьев. Из оружия незаменимы были лук и стрелы. Стрелы, как предполагают, были отравленными (айны и позднее употребляли для этой цели молотый  корень одного  из  видов  полыни).  Высокого  развития достигало производство гарпунов и удочек,  изготовлявшихся из оленьих рогов. Словом, и орудия и оружие дзёмонцев типичны для своего времени,  и несколько неожиданно лишь то,  что люди,  не знавшие ни земледелия,  ни скотоводства,  жили довольно многочисленными сообществами. Однако настало  время подробнее объяснить происхождение слов "дзёмон", "дзёмонцы", "дзёмонская культура", которые мы неоднократно употребляли в тексте,  не вскрывая,  однако,  связи между ними и тем, почему целый пласт  общечеловеческой  культуры  носит  так  е  название.  А   связь существует,  ибо  термин  "дзёмон"  в  дословном  переводе с японского означает "веревочный узор". Именно от узора, которым дзёмонцы украшали свою керамику, они и получили это название, поскольку узор наносился с помощью  обыкновенной  веревки.  И  что  удивительно-   нет   никаких доказательств    употребления    дзёмонскими   гончарами   какого-либо приспособления для верчения посуды,  а тем более гончарного круга. Все делалось  вручную!  И все же керамике дзёмона отводится особое место в примитивной керамике вообще- нигде контраст между отполированностью ее орнамента  и крайне низкой "технологией" не выглядит разительнее,  чем здесь. Вообще достойно восхищения,  что собиратели и охотники достигли  таких высот   в  искусстве.  Уже  отмечалось,  что  их  фольклор,  резьба  и скульптура,  мелодии и танцы  необычайно  красочны  и  своеобразны.  А орнамент,  которым они украшали и посуду,  и ткани, и резьбу, позволил ученым  выдвинуть   хотя   бы   частично   обоснованную   гипотезу   о происхождении айнов. Сейчас многие склоняются к тому, что они- потомки древних племен, родственных австралийцам и меланезийцам. Вот что пишет по этому поводу академик А.  П. Окладников: "Одним из веских доводов в пользу такого утверждения послужила орнаментика  современных  айнов  и древнего  населения  Японских островов,  в основе которой лежит кривая линия, конкретно- спираль". Итак, спираль.  Произвольно,  случайно ли ее начертание у айнов?  Нет. Оказывается,   спираль,   как,   впрочем,  и  второй  элемент  айнской орнаментики- зигзаг,  есть  не  что  иное,  как  изображение  змей.  И восходит  эта символика к глубокой древности,  к айнской миф логии,  в которой рассказывается  о  небесном  змее,  спустившемся  на  землю  в сопровождении своей возлюбленной, богини огня. Мы говорили,  что  основой  религиозных  воззрений  древних  айнов был первобытный анимизм. Небольшие антропоморфные фигурки, которые с самых что  ни  на  есть ранних времен укладывались в могилы дзёмонцев,  ясно указывают на веру в существование  некоего  божества  в  человеческом облике.  Поначалу  это  были  очень простые изделия с четко означенной головой,  телом и руками,  но без признаков  пола.  По  мере  развития дзёмонского  общества  фигурки  моделировались яснее,  приобретали все более развитые формы,  а грудь их  указывала  на  то,  что  изображения принадлежат особе женского пола. Предполагают, что они символизировали мать богов.  Такая вера могла, вероятно, возникнуть в обществе, еще не порвавшем с матриархатом.  Может быть, подобная организация, в которой племенные и личные связи основывались по женской линии,  хоть власть и принадлежала мужчинам,  существовала у дзёмонцев.  Кажется,  здесь нет ничего необычного,  и все-таки загадка существует. Поклонение женскому божеству,  знаменующему  плодородие,  было  распространено у западных земледельческих племен.  Странно, что такой же культ приняли дзёмонцы, еще не занимающиеся обработкой земли.

·         Современные айны. Жизнь современных  айнов  разительно  напоминает картину жизни древних дзёмонцев.  Их материальная культура на протяжении  минувших  столетий изменилась столь незначительно, что эти изменения могут не приниматься в расчет.  На Курильских островах айны  до  конца  XIX  века  жили  в полуземлянках  дзёмонского  типа.  В  самой  Японии  они  их больше не строят,  но архитектура айнов и сегодня отличается от японской, а дома обладают  одной  общей  чертой  с  хижинами дзёмонов- они опираются на столбы,  тогда как постройки японцев поставлены на прямоугольную раму, положенную на землю.  Сохранили айны и пирамидальную форму крыши.  Эти различия хотя и незначительны,  но явно обозначают традицию и не могут быть объяснены лишь различиями в уровне строительного мастерства. Айнов осталось  немного.  В 1920 году их насчитывалось около 17 тысяч, из которых большая часть жила на Хоккайдо. Айны и теперь очень религиозны.  Традиции анимизма у  них  по-прежнему главенствуют,  и  айнский пантеон состоит в основном из "камуи"- духов различных животных,  среди которых особое  место  занимают  медведь  и касатка. Особняком стоит Айойна, культурный герой, создатель и учитель айнов.  Немалую роль играет культ змеи,  связанный с женским божеством солнца, а также другое женское божество- "унти-камуи", богиня очага, к которой в отличие от других божеств можно обращаться непосредственно.      Обрядность айнов сложна;  особое место в ней занимают  так  называемые "инау".  Под  этим  названием  понимаются  самые  различные  предметы, которые практически невозможно объединить общим происхождением. Скорее всего  им  в  разных  случаях подходят разные объяснения.  Большинство "инау"  антропоморфны  и  украшены  пучками  длинных  стружек.  Ученые рассматривают   "инау"   как  посредников,  которые  "помогают"  айнам общаться с богами. Наибольший интерес в айнской обрядности вызывает "медвежий  праздник". Подобное  событие  случалось  нечасто,  и  предназначенный  для обряда медведь  воспитывался  с  крохотной  поры  в   деревянной   клетке   и вскармливался,  как уже говорилось,  грудью женщины.  Жертвоприношение совершалось особым образом- медведя удушали  между  двумя  деревянными плахами.  Затем тушу свежевали, приготовляли жаркое, и все принимались за трапезу.  Происходила она очень  торжественно,  все  присутствующие восславляли медведя и всячески извинялись перед ним в следующей форме: если б его душа не была высвобождена  из  тела,  разве  она  могла  бы отойти вестником к богам,  объяснить им, как преданы им айны и как они заслуживают их защиты? Таковы айны нового времени; к началу новой эры их культура находилась на неолитической стадии развития, но все же была настолько жизнеспособна, что оказала влияние на культуру своих поработителей- японцев. Как указывает советский ученый С. А. Арутюнов, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии- синтоизма.

На сегодняшний день неопровержим лишь факт существования самих айнов. Но: Были ли древние дзёмонцы прямыми предками айнов? Какие узы  связывали  некогда   айнов   с   племенами   южных   морей, австралийцами и меланезийцами? Где начало и где конец той спирали,  которой айны орнаментировали свои декорации и границы которой пролегали от островов Океании на юге и  до урочища Сакачи-Алян в нижнем течении Амура, где уже в наши дни открыты петроглифы, содержащие и зигзаг и спираль? Словом, мы повторим ту сакраментальную фразу,  с которой  начали  свой рассказ: Айны- кто они?.. Б. Воробьев, писатель.

В 50 км от Мехико находится город Теотихуакан (Теотиукан), который в далеком прошлом был важным ритуальным центром, по преданию, местом, "где родились боги", о нем и пойдет речь. История Теотихуакана уходит в глубокую древность. Строительство его началось где-то около трех тысяч лет назад. По мнению некоторых ученых, возраст Теотихуакана значительно больше, не исключается, что это самая древняя цивилизация на Земле. Согласно древним легендам, слово "Теотихуакан" означает "место, где родились боги", или "место апофеоза богов". С древнейших времен сохранилось предание о том, что первые боги Солнца и Луны появились именно в этом городе. Предание повествует: "Когда еще царил мрак, когда еще не было дня, когда еще не было света, там, в Теотихуакане, встретились боги и заговорили между собой: Идите сюда, о боги. Кто из нас возьмет на себя, кто позаботится о том, чтобы был день, чтобы был свет". И боги должны были принести себя в жертву, чтобы засветило солнце. В этом совете принимало участие много богов, но только двое из них принесли себя в жертву. Эти два смельчака должны были броситься в огонь костра, в "горящую божественную печь". Это была жертва небесному своду. И боги исчезли в дыме и огне. Предание гласит, что только благодаря этой жертве кровь солнца стала настолько сильной, что смогла дать жизнь. По развалинам Теотихуакана можно судить, что это огромный город с великолепной планировкой. При приближении к нему в горячем зное пустынной местности вдруг выплывают сероватые громады пирамид и ступенчатых храмов. Город производит впечатление огромного стадиона, который поражает своим величием и стройностью. На фоне его громадности люди кажутся маленькими пестро одетыми куклами. Общая площадь Теотихуакана свыше 18 кв. км, и, по предположению археологов, он насчитывал от 60 до 120 тысяч жителей, что для того времени было очень много. С севера на юг, через весь город проходит широкая улица-"Дорога Мертвых". Такое название ей дали ацтеки, впервые прибывшие в эти места в XIV веке. Увидев холмы, покрытые землей и растительностью, они приняли их за насыпи могил, а не за пирамиды с храмами на их вершинах. Этот огромный проспект и был назван Микаотли, что значит Улица Мертвых, или Дорога Мертвых. Если идти по Дороге Мертвых к Лунной пирамиде, то справа высится огромное монументальное сооружение-пирамида Солнца. Высота ее 63 метра, стоит она на квадратном основании, периметр которого равен тысяче метров. Солнечная пирамида на 19 метров выше Лунной, но с высоты обе они кажутся одинаково величественными. Недаром ацтеки, жившие в этих местах спустя тысячи лет, считали, что обе пирамиды были выстроены великанами. Солнечная пирамида - необыкновенно величественное и монументальное строение, хотя и уступает по высоте пирамиде Хеопса. Она представляет собой грандиозное пятиярусное сооружение, построенное из камней и высушенного на солнце глиняного кирпича, с плоской вершиной, на которой когда-то был храм. Исключительно яркое описание пирамид Теотихуакана оставил поэт К.Д.Бальмонт: "Я был в Теотихуакане на пирамидах Солнца и Луны. Я восходил на пирамиду Солнца, которая больше знаменитой пирамиды Хеопса. Но не величиной этой пирамиды я был поражен и не сознанием, что этим вот громадам тысячи и тысячи лет, а тем, что ушедшие люди, бывшие строителями, неизменно понимали, что храмы, в которых мысль должна стремиться к Небу, должны восходить к Небесам и быть открытыми для звезд, должны быть отдалены от домов, в которых едят, пьют, торгуют и суесловят, должны быть цельными и царственно гордыми в своей отъединенности, как высоки и уединенны орлы, вековые деревья и горные вершины... И когда с пирамиды Солнца я глядел на окрестные горы и долины, когда я видел, как красиво идет от этой громады Дорога Мертвых, ведущая к пирамиде Луны, я понимал, что когда-то легко было молиться в храмах, и легко было, молясь в храме, чувствовать свою связь с миром". К северу Дорогу Мертвых пересекает проспект, где располагается множество строений, называемых "Цитадель". Среди них выделяется храм бога Кецалькоатля-Пернатого Змея, одного из главных божеств. Само здание храма разрушено, сохранилось лишь его пирамидальное основание, украшенное головами змей, выступающими из стены. Некоторые из них до сих пор глядят на посетителей глазами из блестящего обсидиана. Этот рельеф храма служил не только украшением, но имел и религиозное значение. Кецалькоатль-это летящий змеевидный бог ацтеков и майя. Помимо пирамид, дворцов и храмов, в Теотихуакане имелись и другие строения: жилые дома, мастерские и торговые помещения, лавки и пр. В жилых кварталах при раскопках были обнаружены водопровод и сточная система, остатки гончарных мастерских, канцелярий, жилых помещений. Все это говорит о том, что Теотихуакан был огромным городом, подобным Риму во времена цезарей. Недалеко от Музея антропологии в Мехико стоит огромная (весом в 168 т) скульптура Тлалока-бога дождя. Некоторые археологи считают, что Теотихуакан был сооружен в его честь. Эта статуя была обнаружена при раскопках в 20 км от города Мехико. Понадобилось 48 специальных повозок, чтобы перевести ее в Мехико. Статуя от времени сильно пострадала: руки утеряны, изуродовано лицо. Имеется подобная статуя и внутри музея (в значительно лучшем состоянии). Невольно возникает вопрос, что было взято за основу при строительстве огромного комплекса Теотихуакана и был ли он действительно сооружен в честь бога Тлалока? Инженер Г. Харлестон высказал предположение, что при строительстве этого грандиозного по тем масштабам города должен был быть заложен единый план, так как ни одно строительство, а тем более таких масштабов, не могло быть осуществлено без плана. Харлестон стал измерять разные здания города и обнаружил, что протяженность большинства сооружений "Цитадели" является кратным 57 метрам. Это дало возможность Харлестону с помощью этого масштабного ключа вычертить план Теотихуакана. При помощи сложнейших вычислений он подсчитал, что соотношение между пирамидами и "Цитаделью" равно соотношению средних траекторий движения планет Меркурия, Венеры, Земли и Марса. За "Цитаделью" когда-то проехал так называемый "Священный ручей" в искусственном канале. От него до средней линии "Цитадели" расстояние равно 288 гутеков (условная величина, равная 1,056 м). Далее, на расстоянии 520 гунабов, лежат руины неизвестного строения, и эта дистанция соответствует в масштабе расстоянию от Солнца до Юпитера. Следуя этой закономерности, Харлестон подсчитал, что на расстоянии 945 гунабов должно находиться сооружение, которое соответствовало бы положению планеты Сатурн. Но таковое отсутствовало. Тогда Харлестон начал искать в Национальной библиотеке Мехико-сити старые планы города Теотихуакана. Оказалось, что в этом месте на старых планах действительно было сооружение, но его разрушили во время проведения асфальтовой трассы для туристов. Таким образом, древние планировщики не забыли в своем плане и место планеты Сатурн. От конца Дороги Мертвых до средней линии Лунной пирамиды расстояние равно 1845 гунабов, что соответствует положению планеты Уран. За Лунной пирамидой расположена холмистая местность, и там на ее склоне, на расстоянии 2880 гунабов была обнаружена отличительная точка-вершина горы, которая соответствовало Нептуну, а на расстоянии 3780 гунабов находится башня, которую местное население называет "Цветок". Она соответствует положению планеты Плутон. Э. Деникен решил проверить данные Харлестона. Он многократно ходил по Дороге Мертвых с биноклем, направляя его в зелено-коричневую даль холмов, но не видел никаких указателей. Наконец он сам решил направиться к деревушке Отумбо, откуда идет дорога к горе. Отсюда Солнечная и Лунная пирамиды были видны как маленькие игрушечные кубики, а Дорога Мертвых как воздушная просека между ними. Двигаясь к вершине горы, он достиг оси Дороги Мертвых. Здесь, где находится башня "Цветок", Харлестон должен был определять нахождение Плутона. Башня как раз и была той точкой, от которой шла точная ось к Дороге Мертвых. Башня не имеет ни окон, ни входа. Штукатурка местами осыпалась, остался коричнево-черный камень. Назначение его неизвестно. Исследование Теотихуакана и его окрестностей продолжается. В последние годы археологи обследовали склоны и холмы вокруг города. Повсюду были найдены наскальные письмена, которые как бы продлевали сеть строений, относящихся к городу. Так, на вершине "Холма черепов", 7,6 км западнее Солнечной пирамиды, была обнаружена скала с петроглифами, изображающими несколько кругов и треугольник. Линия, проведенная через середину большого круга по компасу, точно соответствует вершине Солнечной пирамиды. О том, что это не случайность, говорит следующий факт: если в начале года стать у вершины Солнечной пирамиды, то как раз у этого камня можно увидеть заходящее солнце. Астроном Дж. Хокинс, имя которого хорошо известно в связи с исследованиями знаменитого Стоунхенджа, также заинтересовался Теотихуаканом с точки зрения космических ориентиров и получил интереснейшие данные. Хокинс определил, что продольные и поперечные улицы города были распланированы в форме решетки. Азимут улицы, ведущей на восток, составлял 106,9 градуса, и ЭВМ выдала точное направление на Альфу Большого Пса или Сириус-"Собачью звезду", самую яркую звезду небосвода. В западном же направлении улица указывала на точку захода Плеяд-"Семи сестер". Улица, ведущая на север, указывала на Альфу Большой Медведицы, самую яркую звезду этого созвездия. На юго-восточном склоне Сьерра-Колорадо был обнаружен высеченный символ и точно такой же символ найден на полу одного из домов на главной улице. Эти символы, по мнению Хокинса, напоминают метки современных топографов, а проведенная через них прямая параллельна оси Сириус-Плеяда. Более того, было обнаружено, что для того, чтобы направление улиц соответствовало правильной космической планировке, река была отведена в новое русло. Между тем решетка улиц продолжалась, вопреки всем препятствиям, совершенно в насканском стиле. Хокинс заключает, что, по-видимому, космическая ориентация была сознательно выбрана древними строителями. На месте современного города Мехико находится множество древних сооружений: ступенеобразные пирамиды, прямоугольные платформы, каменные круглые строения. Есть данные, что здесь когда-то был большой город, называвшийся Теночтитлан, который в XVI веке разрушили конкистадоры, буквально втоптав его в землю, а на его месте возвели собственные здания. К счастью, сохранилась хроника одного из солдатов-завоевателей, Берналя Диаза дель Кастильо, ставшего свидетелем уникальных событий. Вот что он пишет: "Увидев многолюдные города и крупные селения у воды на суше мы, по мере приближения к Мехико, испытывали все возраставшее восхищение и говорили, что это похоже на волшебные истории из сказки-большие башни, храмы и здания, стоящие прямо в воде, и все сложены из камня. Некоторые из наших солдат говорили, что если все то, что они видят, ни сон и не чудо, то я должен описать это, так как все это надо как следует осмыслить. Не знаю, как и рассказать о доселе не виданных и не слыханных вещах, которые даже в мечтах не могли себе представить те, кто их видел... Теперь же все лежит в руинах, разрушенное, и ничего не сохранилось целым". Современные археологи постепенно откапывают древние сооружения этого города. Безусловно, здесь также был свой план строительства и просматривается связь с планом и архитектурой Теотихуакана. Некоторые

исследователи высказывают точку зрения, что, по-видимому, вся территория, от севера до Соединенных Штатов и Канады, включая Мексику, лежит как бы в "геометрической решетке", то есть испещрена строениями и  петроглифами, связанными с главным центром-Теотихуаканом. Все эти древние  города, в свою очередь, связаны своими планами с планетами, о которых говорилось выше. Таким образом, Теотихуакан был прекрасно спланированным географическим центром и центром некой космической системы, причем планировка различных культовых сооружений соответствовала расположению планет в Солнечной системе. Очевидно, что подобная структура является не просто архитектурным изыском, а носит глубоко мистический характер. Небесная часть-это пирамиды, возносящиеся в небо, земная - лишь гармоническое сочетание горизонтальных линий. Но главное состоит в том, что космогоническая концепция связана символом "пяти Солнц", или пятью великими эрами, на которые космогония индейцев делит историю Вселенной. До нашего, т.е. пятого Солнца, было еще четыре: Солнце Ночи, Земли, Огня и Воды и пятое Солнце, при котором живем мы - это Солнце Движения, Кецалькоатля и Теотихуакана. По этой теории именно в Теотихуакане были созданы небо и его обитатели, боги, а также там получило свое начало пятое Солнце, которое светит и поныне. Все это говорит за то, что в основу планировки города была заложена космогоническая концепция. Любопытно, что на основании собственных исследований директор Археологического центра в Мериленде (США) Дж.Карлсон считает, что Земля (Лунки), небо, пирамида и храм находятся в идеальном единстве и гармонии по отношению друг к другу и что Теотихуакан является зеркалом Космоса. Заканчивая историю города Теотихуакана, мы оставляем нераскрытыми множество  вопросов и среди них основной: кем был выстроен этот город и с какой целью? Согласно преданиям город имеет божественное происхождение, ибо в его строительстве заложены космические знаки. Его величественные памятники и по сей день сквозь пространство и время несут людям послания тысячелетней давности о небывалом величии своих таинственных и гениальных творцов

·         "Затерянный город" на глубине 1000 метров (MIGnews.com)
           На тридцатом градусе северной широты океанографы, "патрулирующие" дно Атлантического океана на миниатюрной исследовательской субмарине,  18 января 2001 года натолкнулись на впечатляющий "подводный сад" горячих источников, который они назвали "Затерянный город". "Если бы это произошло на земле" - говорит геолог Дюкского университета Джефф Карсон - "то это место превратили бы в национальный парк!" Впервые ученые натолкнулись на это чудо природы 4 декабря  2000 года на глубине примерно 1000 метров, когда научная экспедиция исследовала одно из подводных горных плато, известных как Атлантический массив. Сегодня они возвращаются на это место для проведения дальнейших исследований. Понимание принципов появления образований, подобных тем, что имеются в "Затерянном городе", может пролить свет на геологическое развитие Земли и основы зарождения примитивных форм жизни. Кроме того, ученые считают, что полученные данные помогут им в изучении условий "жизни" на юпитерианской "луне" - Европе и, возможно, других объектах Солнечной системы. На сегодняшний день причудливые белые минеральные отложения высотой более 0,5 метра - самыми высокие подводные "шпили". Общая их площадь превышает размеры стандартного футбольного поля. Отложения выросли миллиарды лет тому назад в результате скопления минералов, растворенных в горячей воде, прорывающейся через трещины в земной коре, и известных современной науке под названием "термальные клапаны". Подобный процесс происходит в тех участках, где тектонические плиты земной коры приходят в движение, сталкиваются и крошатся. До настоящего момента ученые полагали, что им уже все известно о термальных клапанах, однако "Затерянный город" преподнес им целый ряд научных сюрпризов, не говоря уже о сногсшибательном зрелище, увиденном исследователями на морском дне. Например, говорят ученые, отложения возникли на участке земной коры возрастом более 1 млн. лет. Все более ранние "клапаны" появлялись на участках более позднего периода развития Земли. Температура воды, бьющей из клапанов, сравнительно прохладная – "всего" 160 градусов. Состав отложений включает соли угольной кислоты и кварца. Большинство известных доселе отложений состоят из железа и минералов, в основу которых входит сера. В отличие от клапанов Тихого океана, в районе среднеатлантических образований почти нет сложных форм жизни – ничего кроме плотной массы микроорганизмов ученые не видели. При помощи роботов, которыми оснащена субмарина, ученые взяли пробы бактерий и термальной жидкости, и провели анализ на ДНК. Для исследователей остается большой загадкой тот факт, что они не обнаружили ни моллюсков, ни мидий, ни креветок. По их мнению, микросреда этого участка дня должна быть более разнообразной. В ходе дальнейших исследований ученые попробуют дать ответ на многочисленные загадки "Затерянного города"…
 

 
Новости сайта
07 Октября 2011, 08.16
В связи с исчерпанием площади сайта продолжение рекомендуется смотреть на mentore.mylivepage.ru а также учебные материалы можно
10 Сентября 2011, 20.19
Появилась новая папка: КУЛЬТУРА И МИФ, а в ней статьи -  1. Дневник Троянской войны глазами Диктиса
28 Августа 2011, 13.59
Добавляются интересные видео на тему "2012" для щекотания нервов и в помощь изучающим историю Древних цивилизаций, чьи
26 Августа 2011, 20.06
Закачаны 54 новых книги в вордовском формате. 7. Акимов. Облик физики  21 века. 8. Хализев В. Теория литературы. 9.
14 Августа 2011, 14.13
1.Открыт и уже месяц стабильно работает наш сайт, посвященный спецкурсам для филологов - по мировой мифологии и по
28 Июня 2011, 14.04
28 июня на сайт добавлена категория "изба-читальня", а в неё - бессмертное и актуальное  творение Виктора Хализева по
11 Мая 2011, 16.18
Появилось содержание сайта, по которому можно ориентироваться. добавлена книга Друнвало Мелхиседека по Египту (наиболее
11 Мая 2011, 15.16
1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС: введение в "Альтернативную историю Древних цивилизаций (ДЦ) и культур; тезаурус общего свойства к
10 Мая 2011, 19.45
Много нового в Античности, особенно в разделе Анатолия (Троя и Шлиман, обзор анатолийского искусства, крито-микенской
05 Мая 2011, 14.18
Вот ссылка на 47-минутный ролик про Кайлас: Пирамиды - антенны Вселенной
Ближайшие праздники
Праздники России


Карта сайта