nationalgeographic.com

http://channel.nationalgeographic.com/episode/stonehenge-decoded-3372/#tab-map
Лаборатория Альтернативной Истории (ЛАИ)
http://lah.ru/сайт ЛАИ переход в кинозал и к фото ЛАИ: http://www.lah.ucoz.com/forum/55-1779-1
karta_zemletrjasenij_onlajn
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm http://rechkin.org/index/karta_zemletrjasenij_onlajn/0-104 http://www.iris.edu/seismon/views/eveday//imgs/zmMap.eveday.Central_Asia.gif http://rechkin.org/index/karta_zemljatresenij_onlajn/0-104
Вход на сайт



Малые баннеры

Онлайн
Сейчас 17 гостей онлайн
альтернативные цивилизации
http://naturesecret.ru/
Новости
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm
IRIS Сейсмический Монитор - Последние землетрясения  
Original Text:

                             КУЛЬТУРА ЭТРУРИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

 

Задолго до рождения античной римской культуры на Апеннинском полуострове расселялись различные племена т.н. италиков (через Альпы в 20 веке до н.э. пришли латины). В центральной части страны жили сабины, а наряду с ними оско-самнитские племена. В 14 веке до н.э. в районе будущего Рима стали появляться этрусские племена, а после троянской войны на севере территории - венеты. Этруски колонизовали Апеннины в 9-8 вв. до н.э. и становление Рима происходило с их непосредственным участием.

        Римляне называли их туски, египтяне турша, греки тирренами, самоназвание народа - расены. Античные авторы полагали, что они принадлежали к лидийцам из Анатолии, переселившимся из-за неурожая в более благодатные места. Происхождение их не выяснено до сих пор. Ученые могут определенно сказать, что близкие по ДНК этрускам племена жили и живут в Анатолии.

Чеканка металлов и выпуск монеты, строительство ирригационных сооружений, применение якорей и таранов в судоходстве, установление законов (Этрусская дисциплина впоследствии прилежно самими римлянами изучалась), наличие письменности, наподобие пеласгийской руники с левосторонним написанием, развитое искусство и мифология вывели этрусков в первый ряд среди полуцивилизованных италиков.

         Тин, Уни и Менрва были триадой высших богов в этрусском пантеоне и римляне соотнесли их со временем со своими богами - Юпитером, Юноной и Минервой. В честь их этруски в Риме возвели Капитолийский храм, возле которого известный скульптор Вулка на рубеже 6-5 вв. до н.э. поставил бронзовое изваяние волчицы, со временем «модернизированное» римлянами. Храмы этруски строили из кирпича, выводя деревянный каркас на каменном фундаменте с высоким подиумом. В храме они совершали торжественные обряды. Терракотовые рельефы повествовали о создании Вселенной и её мирах. Многочисленные духи-лазы  помогали этрускам во всех делах, словно ангелы.

   Города обносились высокими каменными стенами из блоков. Поскольку у этрусков была монархия-федерация, они построили 12 главных городов-полисов, объединившихся в союз. Это Вейи, Тарквинии, Вульчи, Ветулония, Фезулы,Аретий, Цере, затем Клузий, Перузия, Палестрина, Марцаботто и Рим.

Так появились знаменитые итальянские города - Перуджа, Тренесте, Фьезоле, Кьюзи, Ареццо, Больсена, Черветере…

Следы от этрусков остались на всей территории Италии - Медиолан (Милан), Писы (Пиза), Фельзина-Бонония (Болонья), а также Европы - Лютеция (Париж), Колония (Кёльн)…

     Наиболее интересными с позиций архитектуры и мифологии являются прекрасно сохранившиеся этрусские некрополи в виде курганов (тумулусов) с шахтовыми гробницами в 2  этажа. Внутри был зал саркофагов с фресками на различные темы. Скульпторы передавали не только анатомию тела, но и эмоции. Статуи всегда раскрашивались, как у греков. До нас дошли Аполлон из Вей работы Вулки, торс Геракла, многочисленные изображения супругов для крышек саркофагов.

           В 8 веке до н.э. этруски начинают первый период в искусстве, характеризующийся деревянным зодчеством с постепенным переходом на кирпич. Керамику поначалу отличает строгий схематизм изображения с использованием восточной орнаментики - спиралей, свастики, квадратов и кругов, Андреевского креста. Для каноп - погребальных сосудов - выполняются статуэтки в жанрово-бытовом стиле с долей фантазии и юмора. Урны помещаются в скальные гробницы. Этруски рано проявляют свою изобретательность и своеобразие в искусстве.

    Второй период (7-6 века до н.э. - дифференциация видов искусства. Ювелирное искусство и импорт керамики с имитацией металла в стиле «букконеро», градостроительство, сложение тосканского ордера (деревянная колонна на каменной базе с фустом без каннелюр). Фамильные гробницы украшаются фресками. Художники вырабатывают канон портрета - миндалевидный разрез глаз, улыбка, аккуратная остроконечная бородка, выдающаяся чуть вперед, монументальная поза полулежа на боку («обеденная»), едва намеченная портретность.

          Зрелая архаика (6-5 века до н.э.) - расцвет полисов и республик с басилевсами, конфедерации, фамильные гробницы с росписями на темы из Илиады Гомера, танец, полет, духи, охота и рыбалка, пейзаж, жестикуляция героев, изображение ягуаров и грифонов, горгон и химер, яркая наблюдательность художников,  ассиметричная композиция, полихромность. Оптимистичное отношение к смерти демонстрирует веру в бессмертие души - отсюда частые изображения веселых поминальных пиров с участием самих покойников. Ощутимы 2 линии - фольклорная  с примитивизмом и утонченная светская.

  Период этрусской классики наступает между 470 и 430 годами до н.э. Складывается скульптурный канон (Матер Матута) с естественностью движений, без греческого пафоса. Чернофигурная вазопись уступает место краснофигурной.

Поздний период характеризуется упадком этрусской цивилизации. Войны с галатами (кельтами), суверенитет римлян, пессимизм в мировоззрении, вызванный предсказанием авгуров о падении страны и исчезновении народа с лица земли. Кратковременная экспрессия и драматизм в искусстве приводит к рождению индивидуализированного портрета. Мастер Новий Плавтий из Лация становится знаменитым, благодаря трагизму в живописи, теме «тоскующей души» и включению образов демонов из мира иного - Тухулки и Хару. Из кирпича этруски научились выводить арки, а соединение местных мотивов с дорическим ордером породило ордер тосканский, то есть этрусский. Соединение арки с колонной породило тип аркады. С помощью аркадных мостов в Рим, страдавший от нехватки питьевой воды издалека проводились источники по керамическим трубам - акведуки. Изобилие скульптурного убранства в храмах и стилистика эллинизма, многофигурные композиции в вазописи, гротеск и комизм, интерес к духовному миру, создание жанра натюрморта, эстетизация рисунка на бронзовых зеркалах достойно завершают историю этрусского искусства.

Римляне в период своего возвышения весьма ценили наследие этрусков - акведуки и дороги, клоаки и триумфальные арки, форумы и амфитеатры, агрономию (трактаты отца и сына Сазернов), ирригацию болотистой местности, законодательство, каноны в архитектуре и скульптурном портрете, политические достижения (потомок жрецов-лукумонов Секст Меценат стал правой рукой Августа Октавиана  не только в политике, но и в литературе, а в историю вошел как спонсор; дипломат и оратор Авл Метелла удостоился бронзовой статуи ещё при жизни; столь же известен был и другой оратор Авл Персий, поэт Публий Вергилий тоже был близок к политике, объясняя шаги правителей с помощью поэзии). Этрусские скульпторы выполняли по заказам римлян скульптурные портреты - республиканца Публия Корнелия Сципиона, Брута. Всё созданное этрусками, римляне сопроводили эпитетами «величайший» - цирк на 60 000 человек в долине Мурини под Римом значительно превосходил своими размерами Колизей, а система из 4 клоак под Римом работает до сих пор! Сейчас ведутся раскопки построенной царем Сервием Туллием (Тарквинием) в середине 6 века до н.э. крепостной стены вокруг Рима протяженностью более 11 км.

  Со временем этрускам пришлось пережить настоящий геноцид от рук своих недавних рабов - римлян, бороться за свои права и гражданство - оно было даровано в 89 году до н.э., когда этнос уже растворился среди римского народа. Спустя столетие после финала этрусской цивилизации среди римлян просыпается интерес ко всему этрусскому - системе образования, аристократическому поведению, музыке и искусству (рождением пантомимы с танцами и музыкой в 364 году до н.э. Италия тоже обязана этрускам), мифологии и законодательству, парламентской деятельности. Супруга римского императора Клавдия - Плавтия Уркуганилла - была этрусской принцессой, и на основе её сведений император написал 20-томную энциклопедию об этрусках. В этрусском обществе, оказывается, царил матриархат, сильна была власть жриц (верховная жрица-лукумон Танаквиль была соправительницей при трех знаменитых этрусских царях Рима из династии Тарквиниев).

 Удивительно, но ничего из написанного об этрусках в античные времена, до нас не дошло. Италия в конце 15 века начинала исследование этой культуры с чистого листа. Кардинал Эдиджо из Витербо ведет раскопки гробниц, исследует скульптуру и фрески, а священник Марио Гварначчи из Вольтерры не только пишет трехтомный труд об этрусках, но и создает музей для найденных в земле крестьянами предметов этрусского искусства, которыми восхищается даже Микельанджело. В 1619 году шотландский барон Томас Демпстер обобщает исследованное в «Семи книгах о царской Этрурии», а в 1726 году открывается в города Кортона Академия Круска, действующая до сих пор. На рубеже 19-20 веков в литературе появляется мода на исследование этрусской цивилизации («этрусская загадка») и появляются романы и трактаты об этрусках (Д. Лоуренс, Г. дАнуннцо). 1828 год - появление обобщающего труда по этрускологии Карла Готфрида Мюллера «История этрусков».

  Главное, что этруски оставили римлянам - хорошо обустроенный город Рим. За несколько веков он разросся, начиная со священного холма Капитолий.

  Рим расположился на 7 холмах - Капитолий, Целий, Палатин, Авентин, Эсквилин, Квиринал, Виминал.

 Между холмами Капитолий и Палатин было болото, которое этруски осушили с помощью системы стоков-клоак,  и устроили Форум. На этой площади сосредоточилась торговая и политическая жизнь горожан. На Капитолии в 509 году построили храм триаде богов, украсив его квадригой Аполлона. Крылатые кони работы Вулки сохранились до наших дней. В том же 509 году последний этрусский царь был изгнан из Регии (Царского дома), а затем и из Рима. Монархия сменилась республиканской формой правления, ознаменовавшейся переписыванием истории на римский лад, то есть без упоминания об этрусках. Римляне считали своих 7 царей, начиная с Ромула и Тация, Нумы Помпилия (религиозного реформатора и учредителя календаря), Тула Гостилия (возведшего Курию для заседаний Сената). Внук Нумы Анк Марций построил мост через Тибр и основал город Остию - порт. Остальные цпри едва упоминались, ибо они были этрусками по происхождению.  Но при них и началось процветание Рима.  В 500 году римляне взяли власть в Италии в свои руки, но в 474 году Комиссия децемвиров постановила сохранить этрусское законодательство. 

 Так рядом в капитолийской волчицей появилось изображение двух младенцев - Ромула и Рема. Их история началась после троянской войны, когда Эней с семьей бежал в Италию к местному царю Латину и его дочери принцессе Лавинии с просьбой о дозволении поселиться  в лесах под Лацией. Был построен город Лавиниум. Эней и Лавиния положили начало династии Сильвией (Лесных). Их сын Асканий - династии Юлов, он основал Альба-Лонгу под Римом. Дочь 14 царя Нумитора по имени Рея Сильвия была насильно сделана весталкой, что лишило её прав на корону. Но от бога Марса в храме она родила двух близнецов Ромула и Рема. Убоявшись наказания за нарушение обета девственности, она положила младенцев в корзину (по другой версии это сделал дядя-царь) и корзина была отправлена по водам Тибра. На холме Капитолий младенцев вскормила волчица, а затем подобрал, воспитал и вернул царские права пастух Фаустул. На Палатинском холме они решили строить город, прежде пропахав оборонительную борозду, но в ссоре Ромул убил брата Рема. Вместе с сабинянином Титом Тацием он стал правителем.  Основание Рима датировано по этой истории 21 апреля 753 годом до н .э. Саркофаг Ромула найден. Это реальное историческое лицо. На самом деле Рим уже давно построили этруски, жившие среди латинов и самнитов, которых они заставили платить себе дань. Римляне переписали некоторые события, но в дальнейшем история на них обиделась. В 387 году до н.э. кельты-галаты во главе с Бренной сожгли Рим дочиста, в огне погибли многие деревянные этрусские постройки, восстанавливать пришлось даже каменные крепостные стены города! Благодаря раскопкам открылись слои не только этрусской эпохи, но и ещё более древние, из чего следовало, что Риму 130 000 лет, а Эсквилин и Капитолий приняли первых поселенцев-пастухов из-под Трои

Сципион Африканский в 190 году до н.э. построил по этрусским канонам первую триумфальную арку в Риме. В том же веке появился Форум Романум, но он стал ассиметрично застраиваться зданиями торгового, религиозного и светского назначения. Были построены храмы Сатурна, Кастора и Поллукса, храм Януса, а Люций Корнелий в 83 году до н.э. прибавил на Капитолии архив Табуляриум с аркадами и статуями Конкордии и Сатурна. После примирения патрициев и плебеев на склоне Капитолия возвели храм Согласия - Конкордиум. Одним из главных достопримечательностей Форума Романум является круглый храм Весты и примыкающий к нему прямоугольный Дом Весталок. Статую Весты исполнял в Риме во 2 веке до н.э. Скопас Младший. На Бычьем форуме был поставлен Храм Фортуны .Севернее от форума вела священная дорога, при этрусках на ей располагался некрополь 9 века до н.э., но при цензоре Аппии она перестраивалась, превратившись в скоростную магистраль для курьеров. При этом дорога стала называться Аппиевой.

Места на Форуме Романум уже не хватало для рынков, поэтому их перенесли в другие места - Боариум (Бычий) и Голиториум (Овощной). Близ театра Помпея построили площадь с 4 храмами в честь ларов - домашних ангелов, Юноны и Форы, а также Феронии - Вероники (сегодня эта площадь носит название Ларго Арджентина). Первые статуи римляне увидели при Тарквинии Гордом на крыше капитолийского храма, но в начале 5 века из бронзы отлили статую богини плодородия Цереры и поставили её на площади. С 4 века до н.э. статуи стали заказывать себе работники магистрата, а затем и частные лица. Всё это ставили на форуме, пока не вышел приказ о недопустимости его захламления. Грабеж Греции научил римлян ценить скульптуру как средство самоувековечивания образа. Возами статуи греков (иногда вместе с мастерами) прибывали в Рим и украшали его площади. Греки работали на римских городских и провинциальных виллах, украшая их мозаиками и фресками, они взяли на себя труд цивилизовать римлян и привить им понимание искусства, художественный вкус, чем занимались и этруски. Постепенно у римлян возник интерес к станковой картине на исторические темы. Они ценили точность в деталях, объемность и сдержанную декоративность.

От республиканского периода в Риме осталось немного - остатки театра Помпея, периферийные курортные города близ Неаполя Помпеи и Геркуланум, разрушенные извержением вулкана Везувий в 1 веке. Самая главная достопримечательность римского искусства - это скульптурный портрет, истоки которого уходят в культ имагинес - образов предков римлян. Республиканец - это государственный деятель пожилого возраста, изображенным в назидание юношеству - с силой духа и стойкостью характера. При этом скульпторы умудрялись выразить в чертах лица характер модели - иногда неподкупного и благородного борца за права народа, а иногда и беспринципного люббиста своих интересов.

Триумфы и овации в честь военных побед были призваны ублажить народ, уставший от строительства государства, ежегодно расширявшегося во все стороны света. Гладиаторские бои, фарсы-ателланы и сценки-сатуры были предназначены в основном для грубого  плебса, но римская аристократия начинала тяготеть и к умственному просвещению и духовному совершенствованию как к формам проведения досуга.

Со временем римляне утратили гражданский коллективизм и ощутили на себе усиливающуюся власть отдельной личности. Поначалу был введен термин «первый среди равных» (принцепс), но впоследствии республиканская форма открыто сменилась монархией. Переходный период в римской истории был связан с правлением Августа Октавиана (31 год до н.э. - 14 век н.э.). Затем на троне сменяли друг друга римские династии - в 1 веке это были Юлии-Флавии, на рубеже 1-2 веков императоры Траян и грекофил Адриан в начале 2 века, затем династия Антонинов и затем «век солдатских императоров» (3-4 вв.), ознаменовавший упадок империи с последующим её разделением на восточную и западную.

 При Юлии Цезаре и его внучатом племяннике Августе (принцепсах) римские зодчие стали воплощать в искусстве идеи имперской власти. Градостроительство получило понятие ансамбля, когда отдельные здания стали объединяться в комплексы в едином стиле построенные. Таковы Базилика Юлия, Форум Августа с храмом Марса Мстителя, святилище на Марсовом Поле - «Алтарь Мира».

  При Калигуле, Клавдии, Нероне и Веспасиане воспевание мощи Римской империи и её правителя достигло апогея. Цезарь, Август, Веспасиан и Троян подарили городу новые площади-форумы своего имени.

 Август одним из первых стал украшать Рим памятниками не из туфа и серого травертина, а из белого мрамора.

Демонстрация  мощи империи усиливается при Нероне, хотя строительством своего Золотого Дома на трех холмах из 7 римских он возвеличил прежде всего себя. Золотой Дом  имел 8-угольный зал с куполом и раздвижным потолком, инкрустированным слоновой костью. Раздвигаясь, он обрушивал на гостей килограммы лепестков роз, иногда со смертельным исходом. В столовой тоже были потолочные панели с видами натюрмортов сообразно подаваемым блюдам. Квадрига Лисиппа со статуями Аполлона и Дианы украшала ворота Дома. Дом утопал в зелени садов и парков, особенно впечатляло искусственное озеро и фонтаны. Когда к власти пришли Флавии, Веспасиан распорядился снести Золотой Дом и построил на этом месте термы для народа. Но озеро было обустроено, и на этом месте возник Колизей, названный Амфитеатром Флавиев. Колизей - название было дано по находящейся неподалеку колоссальной статуе Нерона (Колоссео), хотя это и не самый большой в Риме цирк (больше был при этрусках). Диаметр - 48,5 м. Четыре этажа, оформленных в разном стиле (тосканский, ионический и коринфские ордера колонн и верхний глухой этаж с пилястрами), 80 дверей и 60 лестниц, тент вместо крыши и 50 000 зрителей, рассортированных по сословиям. Три типа арены - панельная для спектаклей, песочная для гладиаторских боев и водяная  - для морских сражений. Открытие праздновали уже при императоре Тите, длилось оно 100 дней, умертвили 5 000 зверей и десятки тысяч воинов. Обычно же игры длились одну-две  недели. Праздничных было 76 дней и из них 50 отдавалось театру.

Скульптурный портрет. При Юлии Цезаре господствовал суровый реализм, при Августе - идеализированный парадный портрет с позой и властным взглядом, но без попытки  передать характер.  При Нероне и Калигуле в моду входит стоический тип портрета: беспристрастность натуры и реализм.  Лишь к 3 веку н.э. появляется интерес к личности и раскрытию черт натуры, ассиметричность (Каракалла и Филипп Аравитянин), но затем вновь возникает образ императора как  представителя высшей власти на земле, взгляд цепенеет, черты лица огрубляются, само лицо ожесточается,  размеры увеличиваются (колосс Константина).

Для римлян императоры строят термы, где люди ежедневно проводят время (Тит, Каракалла, Домициан).

Арка Тита (1 век) украшена рельефами на тему победы над Иудеей. Клона Траяна (2 век) подробно повествует о войне Рима с даками. Множество сцен подробно передают это событие в виде рельефного фриза, 200-метровой спиралью обвивающей колонну.

После Домициана на престол был поставлен престарелый, добродушный сенатор Нерва (96—98). Он усыновил замечательного полководца Траяна, родом испанца, и назначил его своим преемником. Траян (98—113) любил войну и ознаменовал свое царствование новыми завоеваниями. Во-первых, он победил Децебала, обратил Дакию в римскую провинцию и переселил туда множество римских колонистов. (Из смешения их с туземцами образовалось так называемое романское, или румынское, племя.) Потом Траян предпринял несколько счастливых походов на восток, присоединил Армению, победил парфян и раздвинул римскую границу до Тигра. Но любовь народную он приобрел все-таки своим благородным характером. Он имел слабость к вину и издал приказ не исполнять его распоряжений, сделанных после пиршества. Однако и этот, по мнению народа «лучший», римский император также устраивал гонения на христиан. Памятником ему до сих пор стоит в Риме огромная Траянова колонна, покрытая барельефами, изображающими победы Траяна над дакийскими варварами. 

               Преемником Траяна был его родственник Адриан (117—138), также испанец. Он отличался высокой образованностью, любовью к искусству и миролюбивым характером (не чуждым, впрочем, некоторой суровости и тщеславия). Он возвратил парфянам завоеванную Траяном Месопотамию, находя пределы империи и без того слишком обширными, и всю свою деятельность направил на ее внутреннее обустройство.

         Большую часть своего царствования Адриан провел в путешествиях; он лично посетил все провинции, тщательно исследовал их состояние и везде оставил следы своего правительственного гения. Путешествия эти он совершал во главе своих легионов и нередко пешком, без всякой пышности. Любя архитектурное искусство, Адриан украсил многие города превосходными общественными зданиями (при нем был окончен храм Зевса Олимпийского в Афинах); основал также и несколько новых городов — Адрианополь  во Фракии и Антинополь в Египте, — последний назван так в честь его любимца Антиноя, красивого юноши, который утонул в Ниле. В Риме великолепным памятником его времени служит мавзолей Адриана (замок Святого Ангела). Один из ученых римских юристов того времени, Сальвий Юлиан, чтобы внести больше порядка и однообразия в судебные решения, по поручению императора, собрал прежние- эдикты преторов и составил из них род свода законов, который был издан под названием «постоянного эдикта». Мирный характер этого царствования был нарушен только новым восстанием евреев. Адриан велел на месте разоренного Иерусалимазаложить римскую колонию под названием Элии Капитолины и на холме, где стоял Соломонов храм, построить храм Юпитера Капитолийского. Евреи, возбужденные лжемессией Бар-Кохбой, снова взялись за оружие — целых три года продолжалась ожесточенная война, в которой погибло с их стороны более полумиллиона. Иудея окончательно опустела; остаток народа был продан в рабство или рассеялся по другим странам.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон «храм всех богов» стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. Храм всех богов это храм самой божественной идее.

В 110 г. сгорел Пантеон, выстроенный Агриппой в 27 г. до н. э. Восстановление его было поручено Аполлодору из Дамаска, который в течение 115—125 гг. заново отстроил здание. Сооруженный в основном из кирпича на растворе, Пантеон дошел до нас в очень хорошем состоянии, лишь немного искаженный позднейшими переделками.

Храм представлял собой грандиозную, круглую в плане постройку, перекрытую куполом и снабженную большим портиком. Членение внутреннего помещения храма строго симметрично. Нижний этаж стен делят на восемь частей попеременно расположенные четыре прямоугольные и три полуциркульные ниши. Против средней полуциркульной ниши находится близкий ей по форме прорез арки входа. Каждая из ниш некогда отделялась от центрального пространства двумя большими колоннами коринфского ордера, поддерживавшими довольно простой по формам антаблемент с гладким фризом; только в расположенной против выхода нише эти колонны сильно раздвинуты и обрамляют ее с боков, а антаблемент проходит по вогнутой линии стены. Обрамленные коринфскими пилястрами широкие гладкие простенки между нишами оживлялись небольшими, поставленными перед ними эдикулами. Лежавший над антаблементом второй ярус расчленялся могучими полуциркульными арками, находившимися над нишами; между ними же шла широкая гладь стены. Горизонтальная про филировка отделяла второй ярус от грандиозного полусферического купола, поверхность которого в нижней и средней частях оживлялась пятью рядами больших кассет. Лишенная кассет верхняя часть купола обрамляла большое круглое окно (9 м в диаметре), которым смело завершалось здание.

Диаметр внутреннего помещения Пантеона равнялся 43,5 м, а высота 42,7 м. Сложному членению внутренней стороны стен и купола Пантеона, усиленному богатством и разнообразием внутренней отделки, резко противопоставлена исключительная простота наружного оформления здания. Оно представляет собой грандиозный цилиндрический тамбур, над которым возвышается купол храма. Поверхность стен тамбура расчленена горизонтальными тяжами на три яруса, причем первый и второй строго отвечают соответствующим внутренним делениям здания. Третий же этаж находится на уровне двух нижних рядов кассет купола. Назначение стены этого яруса — способствовать противодействию громадной силе распора купола. Третий этаж закрывает нижнюю часть купола, в силу чего последний производит впечатление плоского. Купол был покрыт не сохранившейся до настоящего времени позолоченной кровлей.

Вход в Пантеон ведет через большой глубокий портик, который подвергался перестройкам в течение II в. В существующем виде он имеет по увенчанному высоким фронтоном фасаду восемь колонн коринфского ордера (остатки фундамента свидетельствуют о том, что некогда их было десять). За колоннадой фасада следуют четыре ряда колонн — по две в каждом, делящие портик на три продольных компартимента. Вход в целлу фланкируют два выступа стен, образующих ниши; эти части здания украшены коринфскими пилястрами.

Описание Пантеона явно свидетельствует о том, что центр внимания зодчего лежал не на внешнем оформлении постройки, так как здание снаружи дано в самых простых, если так можно выразиться, лаконических формах: это — гладкая стена, в разделке которой зодчий ограничивается горизонтальным членением, отвечающим делению внутренних частей постройки. Основная проблема, которая была выдвинута и разрешена в Пантеоне,— это проблема организации внутреннего пространства. Пространство это было дано строго центричным и притом ограничивалось для зрителя, находящегося в центре здания, не уходящими вдаль прямыми стенами и перекрытым балками потолком, как это имело место в греческом храме, а мягкой кривой линией кольца стен и полусферы купола. Этой особой пространственности Пантеона, являющейся результатом округлого обрамления, в полной мере отвечает и освещение здания, не обычное в античной архитектуре боковое (через дверь), а верхнее — через находящееся в зените купола круглое окно. Такое освещение давало мягкий рассеянный свет, не выявлявший, а сглаживавший контрасты, способствуя таким образом тому, чтобы сложная архитектурная разделка стен и потолка производила в основном чисто декоративное впечатление.

В здании Пантеона, особенно с наружной стороны, имеет место явно выраженное утверждение стены как основного архитектурного элемента. Это акцентирование стены представляет собой одно из проявлений стремления к реализму в римском зодчестве, о котором мы уже неоднократно говорили. Если в алтаре Мира Августа стена выступала в замаскированном виде, сплошь покрытая рельефными украшениями, то в Пантеоне она дается во всей чистоте и непосредственности. Гладкая непроницаемая поверхность стены в несравненно большей мере отвечает практической и художественной задаче изоляции здания от окружающего его пространства, чем (хотя бы и конструктивно необходимые) колоннады эллинского периптера, что и делает формы римской архитектуры несравненно более реалистическими, чем формы эллинского зодчества.

Достойно внимания назначение храма служить местом культа не одного божества, а всей совокупности богов. Это явление находится в связи с постепенным включением в орбиту римской религии всех главнейших культов, существовавших на громадной территории империи, и соответствует философии данной эпохи. В это время широким распространением пользуется учение стоиков, выступавших с проповедью космополитизма и выдвигавших положение, что все люди составляют единый организм.

Адриан стремился как можно больше развивать городскую жизнь. Он украшал старые и закладывал новые города. Во многих колониях и муниципиях он избирался на должность эдила или дуумвира и, будучи избранным, жертвовал значительные суммы в городские кассы, а также зерно для раздачи горожанам. В годы его правления городская жизнь в провинциях достигла наивысшего подъемаГород-полис, хоть и обладал лишь номинальной автономией, был наиболее выгодной формой организации для рабовладельцев. Постепенно разница между знатью Рима и провинциальной аристократией сглаживалась. В качестве примера можно привести карьеру одного из известнейших полководцев Траяна — Лузин Квиета. Он был вождем одного из мавретанских племен и поступил на римскую службу командиром конного отряда мавров. Выдвинулся он во время дакийских войн, попал в сенат и стал консулом. В свое время его соплеменник Такфаринат бежал из римской армии и поднял восстание при Тиберии. Из этих двух примеров видно, насколько за короткий промежуток времени, прошедший после правления Тиберия, изменилось положение аристократии в провинциях и какие возможности открылись перед ними.

В течение всего своего правления император Адриан стремился ликвидировать последствия тяжелого кризиса, в котором оказалась империя в результате агрессивной внешней политики Траяна. Он отказался от ведения любых наступательных войн. Адриан стремился сглаживать все конфликты с соседними государствами и народностями путем переговоров. Именно со времени его правления Римская империя переходит в своей политике к стратегической обороне. Сохраняя мирные отношения с соседями, Адриан, как мы уже знаем, в то же время укреплял военные силы империи. Император лично инспектировал пограничные гарнизоны, совершая для этого длительные поездки в самые отдаленные провинции.

После того как все восстания в провинциях были подавлены, император обратил особое внимание на усиление и укрепление государственного аппарата. В Риме им было создано новое государственное учреждение — совет принцепса. Следует отметить, что совет принцепса возник еще при Августе, но он являлся частным совещанием и не имел никаких прав для решения государственных дел. Адриан же превратил совет принцепса в государственное учреждение, задачами которого была подготовка для императора различных приказов (эдиктов и др. законодательных актов). За свою работу члены совета получали щедрые вознаграждения, хоть император и не всегда считался с решениями совета. Стремился Адриан улучшить и дело судопроизводства. Им был издан «вечный эдикт», который являлся подробной инструкцией о ведении судебных дел. Она была подготовлена на основе просмотра и отбора многочисленных преторских эдиктов более ранних времен. Работу эту провел выдающийся юрист той эпохи Сальвий Юлиан. «Вечный эдикт» был обязательным при ведении судопроизводства не только в Риме и Италии, но и в провинциях.

При Адриане было увеличено число государственных ведомств, но теперь во главе их, вместо вольноотпущенников, были поставлены знатные всадники. Адриан уничтожил откупную систему при сборе налогов с провинциального населения, а также простил большие податные недоимки. Для укрепления связи между центром империи и различными провинциями была организована государственная почта. Для наблюдения за поведением сборщиков податей, судей и других представителей римской администрации новый император, борясь со злоупотреблениями, ввел особые должности — кураторов провинций. Из-за того, что многие римские граждане отказывались от службы в легионах, Адриан стал набирать в ряды легионеров не только жителей провинций, которые имели права римского гражданства, но и просто свободных провинциалов. Со времени его управления легионы окончательно потеряли свой «римский» характер, теперь они превратились в разноплеменное войско, которое было вооружено римским оружием и сохраняло латинскую речь в качестве служебного языка.

Такое облегчение положения провинциалов вселило надежду иудейскому населению Палестины на восстановление Иерусалимской религиозной общины, но надежды эти оказались тщетными. И тогда в Иудее снова вспыхнуло восстание. Оно продолжалось три года (132 — 135 гг. н. э.). В этом восстании приняло участие большинство населения страны. Повстанцы на этот раз сделали своими опорными пунктами горные районы западного берега Мертвого моря. Здесь были заготовлены пещерные убежища, которые и служили складами оружия и местами укрытия. Во главе восстания стал некто Симон, которого называли «Бар-Кохб» (Сын звезды). Подавить это восстание удалось только после жестоких боев. Затем огромная масса повстанцев и просто жителей Иудеи была продана в рабство. На месте Иерусалима организовали римскую военную колонию, которая получила название Элия Капитолина. Во время своих длительных поездок по провинциям империи Адриан много раз бывал в Афинах. Он приказал реставрировать древние здания Акрополя и построить новый большой храм Зевса, развалины его сохранились до настоящего времени. Во время посещения Египта Адриан жил в Александрии, а. также побывал в древних Фивах, где по его приказу отреставрировали «колоссы Мемнона». Во Фракии по его приказу построили большой город, который назвали Адрианополь.

В 123—126 гг. Адрианом (117—138) сооружается грандиозная  вилла в Тибуре (Тиволи), представлявшая собой сложный комплекс построек. Отдельные части виллы должны были увековечить воспоминания Адриана о его путешествиях по Греции и Востоку, воспроизводя Stoa poikile, Академию, Ликей, Каноп, Темпейскую долину. Это стремление повторить некоторые прославленные сооружения древнего зодчества в полной мере отвечают классицистическим тенденциям, господствовавшим в искусстве рассматриваемого периода, имевшим вместе с тем оттенок романтики.

В эпоху Адриана были произведены обширные реставрационные работы на Forum Romanum. В 135 г. около этой площади был построен большой храм Венеры и Ромы. Обрамленный портиками храм стоял на платформе 145 м длиной и 100 м шириной. Обычный для римских храмов подий отсутствовал; взамен него храм со всех сторон окружали ступени.

Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадных сторон по десяти, с длинных — по двадцати колонн. Внутреннее помещение храма было разделено поперечными стенами на две целлы. Перед каждой из них находился четырехколонный портик (пронаос) в антах. Пол в целлах был выше, чем в портиках. Посредине задней стены каждой целлы находилось по большой полукруглой нише; они были отделены одна от другой общей стеной. В одной и этих ниш помещалась статуя Ромы, в другой — Венеры. Длинные стены целлы были украшены колоннадами и нишами. Обе целлы, а также и портики перед ними были перекрыты сводами, что находилось в известном противоречии с двускатной кровлей храма.

Стены храма были построены из кирпича; для облицовки широко применялся мрамор; убранство отличалось большой роскошью.

Из сказанного видно, что храм Венеры и Ромы представляет собой очень претенциозный памятник своеобразного греко-римского эклектизма, знаменующего те классицистические устремления эпохи, о которых мы уже говорили выше. Этот храм был столь же далек от произведений эллинского зодчества, эпохи расцвета последнего, как статуи любимца Адриана, юного вифинянина Антиноя, от представлявших атлетов скульптур периода классики.

Сравнительно хорошо сохранился сооруженный в 132—139 г: Moles (мавзолей) Адриана, известный в настоящее время под наименованием Castello St. Angelo. Этот грандиозный, некогда богато украшенный памятник представлял собой квадратный цоколь, на котором стоял башневидный тамбур, увенчанный ротондой.

В 123 г. н. э. в садах Домициана Адриан начал возводить памятник, строительство которого было завершено лишь в 134 г. Этому сооружению суждено было стать фамильной гробницей Антонинов. Чтобы соединить мавзолей с Марсовым полем, был построен новый мост. Под впечатлением мавзолея Августа император Адриан собирался воздвигнуть сооружение на квадратном основании высотой 15 м, с длиной сторон 89 м. По периферии находились помещения со сводчатыми потолками. Выше поднимался огромный цилиндр диаметром 64 м и высотой 21 м. Он завершался могильным холмом, на вершине которого была установлена бронзовая квадрига, которой управлял сам император.

Адриан еще при жизни начал строить для себя роскошный мавзолей на правом берегу Тибра против Марсова поля, мощное приземистое круглое здание из травертина и бетона с мраморной облицовкой; его диаметр — 64 м, а высота — 21 м (позднее пристроили квадратное основание высотой 15 м с длиной каждой стороны 89 м). Верхняя часть мавзолея представляла собой нечто вроде кургана и была густо засажена деревьями. Мавзолей находится на правом берегу, а с левого берега, с Марсова поля, к нему ведет мост, который в древности украшали позолоченные статуи.   Мавзолей Адриана (без конического завершения) и мост (со статуями нового времени) существуют и сейчас; в средние века здание использовалось как крепость и стало называться замком Святого Ангела.   В период правления Адриана (117—138 гг.) торжественное почетное определение Рима — Вечный город: Roma – urbs aeterna, появившееся в I в. до н. э., стали чеканить на монетах, По милости Фортуны два его здания (Пантеон и мавзолей) сохранились в Риме навечно. 
  Адриан был человеком очень сложного характера и к концу жизни навлек на себя такую ненависть многих сенаторов, что они не захотели объявить его божественным, когда он скончался (существовал обычай причислять императора к богам, если он умер своей смертью). 
  Однако его приемный сын Антонин, человек немолодой и здравомыслящий, настоял на его обожествлении, получил за это прозвище Пий (что означает «благочестивый») и воздвиг в Риме храм божественного Адриана, от которого уцелело только одиннадцать коринфских колонн (в новое время они оказались встроены в здание биржи).

Снаружи стены были облицованы мраморными плитами. Круглое основание было покрыто надписями — эпитафиями людям, захороненным внутри. Вдоль поверхности находились пилястры, завершающиеся фризами с орнаментом из бычьих черепов и гирлянд. Углы основания были украшены группами бронзовых статуй, а внешнее ограждение, возможно, украшали позолоченные павлины, которые теперь хранятся в музеях Ватикана. Ныне вход в мавзолей находится тремя метрами выше первоначального, состоявшего из трех арок, к сожалению, не сохранившихся. Короткий коридор вел в вестибюль, в задней стене которого была полукруглая ниша со статуей Адриана, предположительно стоявшего (голова статуи сейчас находится в музеях Ватикана). Проходя дальше, вы попадаете на наклонный пандус, освещенный четырьмя вертикально падающими столбами света. Пандус поднимается к погребальному залу, находящемуся в центре сооружения. Он имеет квадратную форму и первоначально был облицован мрамором. В трех боковых стенах были устроены ниши с арочным завершением, где хранились урны с прахом Адриана, его жены Сабины и остальных императоров династий Антонинов и Северов вплоть до Каракаллы. В 403 г. император Гонорий укрепил мавзолей, превратив его в бастион стены Аврелиана. В 537 г. здание выдержало осаду остготов, но вскоре затем пало под натиском Тотилы. В 10 в. мавзолей был превращен в замок и использовался в качестве узилища и убежища. Григорий VII, Кола ди Риенцо, Климент VII — все укрывались здесь. Таким образом, мавзолей стал главной крепостью Рима, получив имя Сант-Анджело. Между 10 и 14 вв. он находился во владении самых могущественных семей, а после Николая III стал собственностью пап.

Ряд выдающихся памятников архитектуры сооружается в эпоху Адриана и в римских провинциях. В Афинах заканчивается храм Зевса Олимпийского, не доведенный до конца Антиохом Эпифаном и после подвергшийся разрушению. Вокруг этого здания сооружается ряд новых построек, образующих «Город Адриана», который соединялся со «старым» городом большими воротами (18 м в вышину и 13,5 м в ширину), исполненными из пентеликонского мрамора. В нижнем ярусе, представлявшем собой сплошную стену, обрамленную с боков коринфскими пилястрами, был прорезан большой проход. Проход был фланкирован пилястрами, также коринфского ордера, но меньших размеров, над которыми вдоль арки шла профилированная выкружка. Между большими и малыми пилястрами на особых постаментах стояли коринфские колонны, поддерживавшие выступы антаблемента, венчавшего нижний этаж ворот. Очень легкий сквозной верхний ярус состоял из коринфских колонн и столбов, поддерживавших антаблемент, средняя часть которого была увенчана фронтоном. В этом памятнике мы снова находим уже отмеченную нами попытку дать своеобразное сочетание греческих и римских элементов в утонченно изысканных формах.

Значительно более монументальным характером отличаются сохранившиеся части библиотеки Адриана в Афинах. До нас дошел тянущийся вдоль сплошной стены ряд круглых коринфских колонн. Очень своеобразный антаблемент венчает стену и образует над колоннами небольшие, отвечающие по форме капителям выступы. Этот прием оживления стены мы уже встречали ранее на форуме Нервы.

Загородная резиденция Адриана. В летние месяцы столица наполовину пустела. Нестерпимая жара и лихорадка выгоняли из города всех, кому позволяли средства. В эпоху империи Италия покрылась многочисленными виллами, поражавшими благоустройством и роскошью. Излюбленным местом отдыха была Кампания, и владельцев расположенных там вилл должна была удивлять скромность сохранившегося там поместья Публия Корнелия Сципиона Африканского, имя которого гремело в веках. Слава и роскошь находились на разных полюсах.

                     Императоры проводили лето в загородных резиденциях. Некоторые из римских владык жили там круглый год или даже по нескольку лет подряд. И каждая императорская резиденция зеркально отражала облик своего владельца. Дворец императора-человеконенавистника Тиберия на острове Капри был расположен таким образом, что попасть в него можно было лишь через строго охраняемый мост (рассказывали, что рыбак, решивший преподнести императору пойманную им гигантскую рыбу и попавший в крепость по склону горы, был сброшен в море). Самой оригинальной была загородная резиденция императора Адриана близ городка Тибур в Лации в двух часах конной езды от Рима. Подобно тому, как Пантеон был как бы космосом в миниатюре, резиденция мыслилась как воплощение лучших достижений человеческой культуры. На окруженном стеной пространстве было соединено все, что восхищало императора во время странствий по восточной половине его империи. Комплекс виллы был крепостью, Но крепостью, созданной для уединения духа. дно из наиболее крупных сооружений виллы — портик, копировавший знаменитую афинскую Пеструю стою (Стою Пойкиле, откуда современное название памятника — Печиле).

Это прямоугольный перистиль размером 232x97 м с бассейном в центре. Пространство вокруг него могло использоваться в качестве ипподрома. У северо-восточного угла находился зал с четырьмя боковыми входами, названный археологами «залом философов» или «храмом стоиков». Там было семь ниш, в которых, как полагают, были размещены статуи семи мудрецов древности. К залу философов примыкала круглая постройка, так называемый «морской театр». Внутри него был прорыт облицованный мрамором канал, образовывавший островок эллиптической формы. Туда можно было проникнуть по мостику, поворачивавшемуся на оси. Видимо, на этом островке находил убежище император, восстанавливая бодрость духа и предаваясь многочасовому чтению. Тут же на островке имелась небольшая библиотека. Основная греческая и латинская библиотеки располагались в двух зданиях. По сравнению с библиотеками Рима они не были столь грандиозны, но, надо думать, Адриан отобрал для них самые любимые книги. Судя по интересам императора, здесь должны были находиться книги по литературе, истории, искусству, архитектуре.

                    Одна из аллей вела в Канопу. Это воспроизведение поразившего императора в Александрии храма Сераписа. Перенося Канопу в окрестности Рима, Адриан, очевидно, хотел увековечить память о своем любимце Антиное, утонувшем в Ниле.

                         Вилла Адриана, размеры которой в полтора раза превышал I пространство Московского кремля, была целым городом, раскинувшимся на притибрском холме — со скромными помещениями для обслуживающего персонала, императорским дворцом, обширным зданием с комнатами для гостей императора и двумя термами, одни из которых предназначались только для императорской семьи. Эти последние располагались на западном конце «Печиле». Они были невелики, но имели все обычные для терм помещения. Из бассейна фригидария вела лестница, по которой можно было спуститься и поплавать в круглом канале. Это один из самых оригинальных бассейнов древности. От центрального зала сейчас остался круглый купол с таким же отверстием в центре, как в возведенном в те же годы Пантеоне. 

              Вилла была создана в Тибуре (современный Тиволи) во время ухода из Рима императора Адриана в начале 2-ого столетия н.э.. Адриан, как говорили, не любил дворец на Палатинском холме в Риме, что привело к строительству этой виллы. В течение более поздних лет своего господства он фактически управлял империей с этой виллы. Большой двор обосновался там надолго. Почтовое обслуживание соединило виллу с Римом. После вилла Адриана использовалась различными преемниками императора. Во время снижения Римской империи вилла вышла из употребления и была частично разрушена. В 16-м столетии при Кардинале Ипполито II д'Эсте большая часть мрамора и статуй с виллы Адриана была перевезена на его собственную виллу, расположенную поблизости. Вилла Адриана была комплексом из более чем 30 зданий, покрывая область, по крайней мере, в 1 квадратный километр (250 акров), на которой много экспонатов из остатков виллы все еще не выкопано. Вилла была самым большим римским примером александрийского сада, с обновляемым священным пейзажем. Комплекс включал дворцы, несколько термальных ванн, театр, храмы, библиотеки, государственные комнаты и кварталы для придворных, преторианцев и рабов.

             На Вилле показаны веянья различных архитектурных направлений, главным образом, греческих и египетских. Адриан, будучи императором, много ездил по империи, и «заимствовал» многие экспонаты, такие как Кариатид Канопус, наряду со статуями около них, изображающими египетского карлика и бога изобилия, Беса. Греческий, так называемый, "Морской Театр" показывает классический ионический стиль, тогда как купола главных зданий, а также коринфские арки показывают римскую архитектуру. Биография Адриана говорит, что области на вилле были названы в честь тех мест, которые Адриан видел во время своих путешествий. Только несколько мест, упомянутых в биографии, могут быть точно сопоставлены с современными руинами. Одна из самых поразительных и лучших сохраненных частей Виллы – бассейн и искусственный грот, которые назвали Canopus и Serapeum, соответственно. Canopus был египетским городом, где располагался храм (Serapeum) посвященный богу Серапису. Однако наиболее сильно влияние греческой архитектуры, что может быть замечено в коринфских колонах и копиях известных греческих статуй, которые окружают бассейн. Интересная структура на Вилле - так называемый "Морской Театр". Он состоит из круглого портика с хранилищем барреля, поддержанным столбами. В портике располагался кольцевой бассейн с центральным островом. Во время древних времен остров был связан с портиком двумя разводными мостами. На острове находится маленький римский дом, полный атриума, библиотеки, триклиниум и маленькие ванны. Это место, вероятно, использовалась императором как место для отдыха от занятой жизни при дворе.

              Вилла использует многочисленные архитектурные стили и новшества. У области есть обширная сеть подземных туннелей. Туннели главным образом использовались, для перемещения слуг и товаров с одной области виллы в другую. Дорожки и дороги над землей были сохранены для более высокопоставленных жителей Виллы. У куполов паровых ванн были круглые отверстия на вершине, чтобы позволить пару выходить. Много красивых экспонатов были раскопаны и восстановлены на Вилле, такие как мраморные статуи Антиноя, обожествленного друга Адриана, случайно утонувшего в Египте, и мозаики театра и ванн. Много копий греческих статуй были найдены на вилле, и даже интерпретации в египетском стиле, римских богов и наоборот. Большинство из них было привезено в Рим для сохранения и восстановления, и сейчас выставлены в Музее Капитолия (Musei Capitolini) или Музее Ватикана (Musei Vaticani).

Раскопки на вилле  начались в 16 в. - кардинал Ипполит д'Эсте вывез отсюда в свою виллу в Тиволи ценные статуи и использовал мраморные колонны. Около 300 статуй в различных музеях мира украшали первоначально виллу Адриана, например Дискобол, Диана Версальская и другие. Комплекс состоит более чем из 30 зданий, значительная часть территории еще не раскопана. В комплекс входили дворцы, несколько терм, театр, библиотеки, помещения для придворных и рабов. Адриан увлекался искусством и архитектурой, писал стихи на греческом и латинском и много путешествовал по римским провинциям. Его любимые места были воспроизведены в архитектуре виллы, но в дошедших до нашего времени руинах можно достоверно опознать только единичные места. Территория очень большая, много симпатичных развалин и потрясающие древние оливковые деревья.

Ученые Рима - Птолемей Клавдий (географ), Гален (врач), историк Плиний старший, Менелай Александрийский. Эпикуреец Лукреций, стоики Посидоний, Сенека и Панэций, оратор Цицерон, мыслитель-император Марк Аврелий во 2 веке развивавший учение Эпиктета о нравственном самоусовершенствовании.

                                                                                             

 
Новости сайта
07 Октября 2011, 08.16
В связи с исчерпанием площади сайта продолжение рекомендуется смотреть на mentore.mylivepage.ru а также учебные материалы можно
10 Сентября 2011, 20.19
Появилась новая папка: КУЛЬТУРА И МИФ, а в ней статьи -  1. Дневник Троянской войны глазами Диктиса
28 Августа 2011, 13.59
Добавляются интересные видео на тему "2012" для щекотания нервов и в помощь изучающим историю Древних цивилизаций, чьи
26 Августа 2011, 20.06
Закачаны 54 новых книги в вордовском формате. 7. Акимов. Облик физики  21 века. 8. Хализев В. Теория литературы. 9.
14 Августа 2011, 14.13
1.Открыт и уже месяц стабильно работает наш сайт, посвященный спецкурсам для филологов - по мировой мифологии и по
28 Июня 2011, 14.04
28 июня на сайт добавлена категория "изба-читальня", а в неё - бессмертное и актуальное  творение Виктора Хализева по
11 Мая 2011, 16.18
Появилось содержание сайта, по которому можно ориентироваться. добавлена книга Друнвало Мелхиседека по Египту (наиболее
11 Мая 2011, 15.16
1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС: введение в "Альтернативную историю Древних цивилизаций (ДЦ) и культур; тезаурус общего свойства к
10 Мая 2011, 19.45
Много нового в Античности, особенно в разделе Анатолия (Троя и Шлиман, обзор анатолийского искусства, крито-микенской
05 Мая 2011, 14.18
Вот ссылка на 47-минутный ролик про Кайлас: Пирамиды - антенны Вселенной
Ближайшие праздники
Праздники России


Карта сайта