nationalgeographic.com

http://channel.nationalgeographic.com/episode/stonehenge-decoded-3372/#tab-map
Лаборатория Альтернативной Истории (ЛАИ)
http://lah.ru/сайт ЛАИ переход в кинозал и к фото ЛАИ: http://www.lah.ucoz.com/forum/55-1779-1
karta_zemletrjasenij_onlajn
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm http://rechkin.org/index/karta_zemletrjasenij_onlajn/0-104 http://www.iris.edu/seismon/views/eveday//imgs/zmMap.eveday.Central_Asia.gif http://rechkin.org/index/karta_zemljatresenij_onlajn/0-104
Вход на сайт



Малые баннеры

Онлайн
Сейчас 15 гостей онлайн
альтернативные цивилизации
http://naturesecret.ru/
Новости
http://www.iris.edu/dms/seismon.htm
IRIS Сейсмический Монитор - Последние землетрясения  
Original Text:

                                                       ТРОПОЙ  ТРОЯНОВОЙ

Много тысяч лет назад, в центральной части Малой Азии жил народ хаттили, ведущий своё происхождение от атлантов, застигнутых Великим Потопом, случившимся на Земле 12000 лет назад, в этой части света. Один из городов хатти сохранился и был открыт археологами в ХХ веке. Название своё он получил по тypецкой близлежащей деревушке Чатал-Гююк. Древними были верования хаттили, их обряды, божества, традиции, а осо­бенно язык, не принадлежащий ни к одной из изученных лингвистических групп, в том числе индоевропейских. Отдалённо связан он лишь с абхаз­ским и адыгейским. На территории Малой Азии, в хаттском регионе со времён неолита жило пять разных этносов. В середине XY1I1 В. до н.э. глобальные катаклизмы, случившиеся  на Земле, повлекли за собой основа­тельные изменения в этнографии и на земли хаттили пришли индоевропей­ские племена - хетты, лувы, палы: конфедерация народов завоевала Хатту­сас. Хаттили исчезли бесследно.

Хетты называли себя неситами, главными их городами были Неса, Кус­сар и Цалпа. Правитель Куссара -  Анитта подчинил себе цeнтp Малой Азии со столицей в Несе, а затем и в Хаттусасе /совр. Богазкёй в Турции/. Исследователи нашли о хеттах немало упоминаний в Библии - родоначаль­ником Хеттов назван Хет, сын Ханаана, внук Хама, правнук Ноя. Патриарх Авраам купил у хеттов Палестины землю в Хевроне и поселился там. Во времена Моисея израильтяне жили по соседству с палестинскими хеттами, нередко беря хеттеянок в жёны /Соломон Давидович не был традиционным

иудеем, ибо матерью его была хеттеянка, да и сам он женился таким же образом, как и его отец/. Хеттские царевны, выдаваемые замуж за чуже­земных царей, рассчитывали только на титул главной жены и с этим сог­лашались даже египтяне /сам Рамсес 2 Великий/ и хурриты из Митанни. Ничто в мире не проходило мимо внимания хеттов и в XYI11-X1II веках они владели землями от Средиземного до Чёрного морей, не говоря уже о Ближнем Востоке. На основании документов из архива Хаттусаса, расшиф­рованных в 1915 году чешским языковедом Бедржихом Грозным, учёные уз­нали как о древнем народе, предшествующем хеттам, так и о сохранённых завоевателями мифах, гимнах и плачах, заклинаниях, титулах, заимство­ванных законах и элементах социальной и государственной организации.

Хаттили были земледельцами и животноводами, их вожди строили себе дворцы, украшая их скульптурой. Судя по фрескам и лепнине, в Чатал-Гю­юке были святилища, в которых устраивались ритуалы поклонения богам в образе пчёл и леопардов, быков и фантастических существ. Похоронные обряды связывались с мышью. На языке хаттили / с хеттской билингвой параллельно/ специалисты

нашли лишь один связный миф – «Луна, упавшая с неба". Луна упала с неба, и это видели боги, в том числе бог Грозы. Боги посылали к Луне гон­цов, а бог Грозы со своей свитой /громом, облаками, и дождями/ принимал жертвоприношения.

Ещё один фрагмент хаттского мифа свидетельствует о представлениях древнего народа в отношении структуры Вселенной. Она была трёхчленной: Небо, Земля и Подземное царство. Когда новый царь собирался сесть на трон, он посылал Орла на разведку в мир иной: "Я пошлю тебя к морю, а когда ты отправишься туда, посмотри в зелёном лесу, кто там сидит!" Орёл отвечал:" Я смотрел! Богини Истустая и Папая сидят там согнувшись, одна держит веретено, другая... зеркало. И они прядут годы царя. И го­дам нет ни предела, ни счёта!"

Весьма популярным среди хаттили былосказание о сыне Громовержца ­- Телепинусе. Начало повествования утрачено, но речь идёт о бедствии и причине гнева бога, рассердившегося до такой степени, что он даже обувь не на ту ногу одел. В домах был туман и дым, очаги еле тлели, животные были чуть живы, они не кормили своих детёнышей и люди не зачинали по­томства, а зачав - не рожали. Деревья и побеги зачахли, и люди с богами стали голодать. Тогда бог солнца устроил пир для тысячи богов – они ели-пили, но так и не могли утолить голода и жажды. Громовержец вспомнил, что его сын Телепинус ушёл от них в ярости, забрав всё хорошее. Тогда боги решились пуститься на поиски Телепинуса, и даже сам Громо­вержец пришёл в свой город, стучал в закрытые ворота, только сломал он рукоять молота, но ему никто не открыл. И посланный орёл не нашёл Те­лепинуса. Toгдa Богиня-Мать Ханна-ханна предложила послать пчелу, пове­лев ей найти Телепинуса и разбудить, ужалив в руки иноги, вымазать его тело воском и вернуть домой. Пчела нашла божество на лугу у своего города Лихцина иужалила. Он проснулся в плохом настроении, не желал беседовать с ней и возвращаться. Боги вновь растерялись и решили обра­титься к человеку, который омоет тело бога водой из источника Хаттара.

После этого Орёл доставил Телепинуса к богам и целительница Камрусепа смирила его гнев заклинаниями, провела обрядочищения под звуки грома и блеск молний, так что тёмная земля внизу была в смятении. Телепинус вернулся в свой храм и вновь стал заботиться о стране. Был изгнан могучий демон оцепенения Хаххима. Телепинус вновь принял на себя заботу о царе ицарице.

Вариант этого сказания связан с Хаххимой, пропажей Бога Солнца ирешением Громовержца послать божеств на поиски (упоминаются богини Гуле и Ханна-ханна с их стражем Хасаммили/. В итоге в храме ставят два стола с яствами  для Эстана-лучезарного /Бог Солнца/ и Телепинуса.

Миф об исчезающем и возвращающемся боге плодородия. имеет ритуальные корни, он был известен и хеттам, и палам /звавшим бога Сапарва/. Лувы подчёркивали значимость пира богов, во главе с солнцем ради исцеления.

Традиционно хаттским  был знаменитый миф о драконе-иллуянке, воспри­нятый хеттами, так как хаттили всегда разыгрывали целое представление на празднике пирулли в честь Громовержца и ради благоденствия страны. Громовержец сражался с иллуянкой. По одной версии змей побеждал бога и тот просил помощи у других богови на его призыв откликалась богиня Инара со своим возлюбленным - человеком по имени Хупасия. Они готовят пир для иллуянки и его детей и вином выманивают змеев из пещеры. Зах­мелевших противников без труда связывают и убивают. Инара строит дом в стране Гарукха и поселяет в том доме Хупасию, запрещая выглядывать из окна, чтобы не увидеть жену и детей. Но Хупасия однажды нарушил за­прет и выглянул, после чего стал проситься домой. Развязка осталась неясной из-за ветхости таблички - скорее всего богиня убила Хупасию за непослушание.

По второй версии мифа иллуянка, победив громовержца, отнимает у не­го сердце и глаза. Тогда бог женится на дочери бедняка. Tак у них рождает­ся сын. Повзрослев, он женится на дочери иллуянки, прося в дар глаза и сердце Громовержца, которые затем возвращает отцу и богвновь начи­нает сражение с иллуянкой у моря. Сын не может ему помочь, дав клятву верности тестю и потому просит отца убить его, не жалея. Громовержец убивает сына и змея. Далее речь в тексте идёт о ритуале, соревнованиях и иерархии богов. У индейцев майя есть удивительно близкий по содержа­нию миф с акцентированием клятвы верности.

Остальные мифы хаттили сохранились в недостаточном даже для фрагмен­тарного разбора виде. Известно лишь, что имя упавшей с неба луны - Кашку, её возвращает на место богиня Каттахцифури, известная под болеепоздним именем как Камрусепа. Цикл мифов был посвящён божествам или героям Хальмасуиту  и Цилипури. Согласно одному из сказаний, боги, распределяя земли, назначили Хаттусас царю хатти. Кроме того, одного и того же бо­га сами люди и боги называли по-разному, это указывало на наличие сак­рального и бытового языков. В момент недолгого сосуществования хатти и хеттов, последние заимствовали не только ряд божеств, но и традицию би­лингвы - так сохранились древнейшие хаттские имена. Даже хетты ещё долго называли Бога грозы и его супругу хаттскими именами - Тару и Вурунсему. Хеттские цари при коронации тоже брали себе два имени – хаттское и хеттское, как бы подчеркивая преемственность власти.

            Трудно сказать, какими путями большеголовые и носатые хетты пришли в Малую Азию, но их держава не раз угрожала Египту и Вавилону /хетты свергли могущественного вавилонского правителя XYI века до н.э. Хамму­рапи и разбили египетского Рамсеса 2 в 1296 г. до н.э./. Ещё до пере­селения хетты имели иероглифическую письменность, параллельно исполь­зуя аккадскую клинопись в качестве международного языка общения. Пис­цы хеттов владели 8-ю языками - хурритским, аккадским, шумерским, палийским, лувийским и т.д. Неудивительно, что в библиотеках хеттов были собраны разноязыкие тексты народов Востока. Помимо собственной мифоло­гии, вкупе с заимствованиями у хаттили, хетты принесли в Малую Азию бо­гатейшее индоевропейское  культурное наследие, хранили аккадскую мифоло­гию, по большей части игнорировавшуюся Вавилоном и интересовались куль­турой западной части Малой Азии / Аххиява и остров Кипр/, близкой пра­грекам. Среди произведений хеттской оригинальной литературы следует выделить "Повесть о царице города Канеса" /столица хеттов, иначе Неса/. Цари­ца родила 30 сыновей и 30 дочерей. Мальчиков поместили в горшки с нечистотами и пустили плыть по реке, но боги их спасли. Дети посели­лись в городе Цальпа. Возмужав, они отправились искать свою мать и вернулись в Канес. Не узнав сестёр, они вступили с ними в инцест, по­скольку боги подменили человеческую суть сыновей. Они не узнали и сво­ей матери, кроме самого младшего из них - он пытался воспротивиться браку, но было уже поздно. Мотив близнечного мифа, посвящённого рас­праве над детьми весьма распространён в мире, но объяснений у специа­листов он так и не получил.

Хеттский царь Супиилулиумас переписывался с известным египетским фараоном-реформатором Эхнатоном, поэтому в фольклоре хеттов ecть  не­мало гимнов Солнцу, сказаний /"О богеСолнца, корове и рыбацкой семье).

Через хурритов и аккадцев хетты получили запись шумерского мифа о Гильгамеше и учили его в школах. Сохранили хетты сирийский миф о прик­лючениях горы Пишаиши, похитившей своими недрами богиню Иштар, угро­жавшую  и умолявшую о пощаде. Некоторые аккадские легенды не сохрани­лись у самих аккадцев, но были записаны хеттами - эпос о герое Гурпанзахе, эпос обохотнике Кешши, рассказ об Аппу и его сыновьях, миф о корове, родившей человеческое дитя, найденное впоследствии рыбаками, миф о ненасытном змее Хедамму, укрощённом богиней Иштар...

Пантеон «Тысячи богов", составленных из местных пантеонов 8 пле­мён возглавляли у хеттов бог-защитник Перуа /Пирва/, божество дня Си­ват, громовержец Тархунт /"могущественный» /, бог луны Арма, Сиу-Сум­мис /"Бог наш"/.

Религиозный синкретизм обнаруживается при выявлении из хеттской мифологии хурритских заимствований. Хурриты Митанни жили на юге Малой Азии, севернее ближневосточных ассирийцев. Царица Нефертити, известная своей красотой в Египте, происходила из знатного рода хурритов-индо­европейцев. Xeтты сохранили хурритские эпосы "О царстве на небесах", "Песнь об Улликумми", рассказы "Об охотнике Кесси", об Аппу, о Солнце.

Две основные группы богов хеттского пантеона - исключительно хур­ритского происхождения. Первую возглавляет бог грозы Тешу, его брат Ташмишу, побеждённый Кумарби, бог луны Кужух, бог солнца Шимиги. Вто­рую группу составляют женские божества - супруга Тешуба - Хебат и её сын Шарум, дочери Алланцу и Хунзишалли, богиню судьбы Хутену-Хутеллу­ру, Шавушку /Иштар/. Большинство богов и богинь представлено на релье­фах хеттского святилища Язылыкай близ турецкого Богазкей.

Наиболее интересны хетто-хурритские мифы об отце богов - Кумарби, участвующем в борьбе поколений боговза власть и в "Песне об Улликум­ми" - разрушителе небесного города Кумми.

В небесном городе Кумми царствовал 9 лет бог Алалу и могучий бог неба Ану кланялся ему в ноги и подавал чашу. 3aтем Ану его сверг и Алалу сбежал на землю. Ану воссел на троне и могучий Кумарби прислу­живал ему 9 лети кланялся в ноги, а потом пошел войной. Ану покинул поле битвы, хотел улететь, но Кумарби схватил его за ноги и вернул, кое ­что откусив и радуясь. Ану предрёк ему скорую беременность. Кумарби зачал трёх могущественных богов - бога бури, бога Ташмишу /Тасмису / и божество реки Тигр /Аранзах/. Ану сказал это и улетел. Мудрый Кумарби изрыгнул всё на землю и оплодотворил её богами. Так она породила этих богов. Далее текст повреждён, но по смыслу похож на греческий миф о смене поколений богов - Урана, Кроноса и Афродиты.

"Песнь об Улликумми" сохранилась во фрагментах. Она повествует о том, как бог бури Тешуб отнял трон у своего отца Кумарби и тогда Ку­марби задумал создать своему сыну соперника. Он посылает к морю гон­ца Имбалури за советом, а потом едет сам, ибо Море устраивает пир. Ку­марби женится на морской царевне и в положенный срок рождается сын Улликумми  и тело его было из камня диорита. Посреди моря стоял вели­кан, держащий мир, наподобие Атланта и звали его Убеллури. Посадили к нему на правое плечо Улликумми и мальчик рос не по дням, а по часам и вскоре был великану по пояс, а головою касался небес и богсолнца уви­дел его. Из других источников известно, что богсолнца говорил об ис­полине Тешубу и сестре его Иштар. Те карабкались на гору Хацци /Кассиус у Антиохии, Касион - место сражения легендарного Зевса с Тифоном/. На горе Хацци боги узрели над морем чудовище, отчего Тешуб плакал, а Иш­тар его утешала. Жена Тешуба Хебат тоже стояла на городской башне и наблюдала за Улликумми, как его подпиливают, как наносят рану, как он свирепеет и собирается воевать с городом Кумми. Тешуб начинает готовиться к войне, приказывая слуге Ташмишу привести упряжку быков и зап­рячь их в колесницу грома и дождя. Тем временем старшие боги орудова­ли ножом, которым отделяли небо от земли, но делали это неумело и лишили Улликумми жизненной силы. Угрозу удаётся устранить, но герой всё равно идёт войной на Тешуба, заставляя его отречься от власти и от­правиться к мудрому Эйе /Энки/ - "Нижнее море" в город Абзу. На сове­те богов великан призван к ответу и он хвастливо раскрывает свой за­мысел... История Улликумми заканчивается поражением героя и Кумарби с восстановлением власти Тешуба.

В отдельных мифах хеттов есть разрозненные сведения о сотворении мира Эштаном, вставшим из моря и богиней солнца Вурунсемой (хаттская Арина). Было в пантеоне и божество грозы, его имя Пируа, но иногда он именовался Тару /Тарунас, этруски звали своего бога Тархунас или Тархон, близкие им малоазийские народы - Тарх и Тадзена, славяне ­Дадзена или Дажбог, как вариант - Пирва - Перун/. У хеттов было так­же божество проестола Хальмасуит /Ханвашвит/, бог-пастух Хапантали, бо­гиня охоты с оленем Рутас /малоазийская Артемис/, богвойны Ярри... 3начительное влияние хаттской мифологии испытали палы - они даже почитали многих хаттских божеств под их подлинными именами. Лувы боль­ше всего общались с хурритами, поэтому в их пантеоне присутствует немало заимствованных богов, в том числе Ярри с луком и стрелами, а также Шавушка. Божество дня хурриты именовали Шиватт, лувийцы Тиват, палы Тийят, а протогреки - Диват или Диос /Дэос, Зевс/.

Могущество хеттских племён было непоколебимым до Троянской войны /хотя она и не имела, вроде бы к ним прямого отношения/. Моисей посылал к хеттам своих лазут­чиков, и ,возможно , они докладывали ему, что хетты живут прекрасно в своих кирпичных домах с застеклёнными окнами, "холодильниками" и под­земной канализацией, украшают интерьер фресками и статуями, сидят на стульях, двери у них на шипах и с задвижками, храмы воздвигнуты ещё до Авраама, а архивы полны табличек с записями законов, cyдeбных за­седаний, церемоний вгоссовете; они платят налоги и составляют уставы, собирают хозяйственные квитанции, занимаются дипломатией, пишут стихи, сочиняют анекдоты, занимаются спортом, предпочитая скачки / от хурритов у хеттов любовь к выездке/ и регатой.

По горячим следам Троянской войны хетты сочинили поэму о взятии Вилусы / Илусы или Илиона, т. е. Трои/. Но лувийские вассалы оказывали хеттам всё более ожесточённое сопротивление. Экономику Хеттии подорва­ли размеры империи и ожесточённая война с Египтом. Много лет шла борь­ба с юго-западным населением Малой Азии /конфедерация Аххиява/ за Кипр. Несмотря на помощь троянцев хеттам в борьбе за Египет, хетты теряли свои позиции. В XIII веке союз "народов моря" /включая лидийцев, фригийцев и палестинцев/ разгромил хеттскую державу, " а окончательный

удар нанес ассирийский царь Саргон в YIII веке до н.э. Часть хеттских владений отошла Фригии, соседке Трои, частично земли были заняты дру­гими племенами, объединившимися в союз Урарту.

К I880-м годам н. э. о хеттах ничего не знали, кроме библейских цитат и египетских сказаний. На территории центральной Анатолии начались рас­копки и начало хеттологии положил проф. Арчибальд-Генри Сайс, прочитав­ший в Лондоне лекцию "Хетты в Малой Азии". В 1884 году ирландский мис­сионер Уильям Райт издал книгу "Империя хеттов". В I940-x гг. на севе­po-востоке Сирии Леонард Вул- ли обнаружил столицу палестинских хеттов - Алалах, отметив схожесть стилистики с микенской культурой ХУ в. до н. э. Археологам удалось выяснить, что хетты занимали в Малой Азии центр и север, лувы жили на юго-западе, Пафлагония находилась на северо-вос­токе, гранича с Троей.

После Троянской войны племена палов /полян/ стали мигрировать с разорённых земель. Упоминания о вождях этих народов сохранились не только в древнем эпосе, но и хрониках разных народов, в том числе в Повести вре­менных лет, где говорится о Кие, князе Аххиявы, Корибе /Хориве/ из Кар­киссы на Босфоре и Щеке /из западного княжества Шеку/. Судьба их племен прослеживается  в Книге Велеса, где упоминается о миграции через Приэль­брусье, Моравию, Киев и Великий Новгород - в Русколань.


Путь из Малой Азии на север получил название "Трояновой Тропы". Этим путём прошли северные соседи хеттов - фракийцы. Во Фракии жили потомки гипербореев и невероятное количество разноплемённых народов. Греко-рим­ские историки сохранили некоторые названия этносов:.

- меренс /меря или мари, перешли на Днепр и к Ростову/,

- морденс /мордва, поволжские эрзя и мокши-мосхи/,

- водь /новгородские вотяки/,

- лайи /ляхи, т.е. поляки/,

- ильмеры /ушли в Иллирию/,

- чудь /новгородско-финские переселенцы/,

- одрюсы /русы, сели в Русколани/,

- кораллы /карелы, через Дунай ушедшие на север в Олонию, т.е. Карелию; арабский историк Аль-Масуди называл карелов фракийцами/.

Фракийцы были солнцепоклонниками, чтили Богиню-Мать Тадзену /мужская ипостась - Тадз или Даждьбог, Дажбог/. Одно из племён звалось сатрами в честь бога ветра Стрибога или Сатреса /ему поклонялись даже этруски­-расены, родом из Малой Азии/. Фракийским был Перкун /литов. Перкунас, алб. Перанда, слав. Перун/. Этот громовержец воевал со змеем Волосом /Велесом, Влесом, Велсом/.

Одрюсы-пахари с юга Фракии осели на черноморском побережье и пород­нились со скифами. Рядом с ними осели венеты из Пафлагонии и певкины с феннами из Сарматии /об этом свидетельствовал Тацит/. Часть венедов под­нялась к северу, в Новгород Великий, а другая ушла на север Италии, в Венетику, где со времен Троянской войны поселился этот многочисленный народ. Главой италийских венетов былсын Кикна - Купавон. Венеты помни­ли и героев Трои – в Италию бежал Антенор и Эней с Асканием.

Предок Кия, Щека и Хорива - Орей /Арий, т.е. пахарь/ обосновался на Днепре, в крымских степях возникло княжество Голунь. На Корсуни /Сурож/ сели тавры /Таврида, район Севастополя/. Всей Тавридой правил старый князь Словен. Если бы не нашествие готов и гуннов, славяне бы надолго

остались в тех местах, но они предпочли переселиться в Моравию, врайон Братиславы, где и построили город Новиетун, т.е.Новгород /совр. Нойзид­лер/. Словенские племена растворились среди кривичей, бодричей /ободри­тов/ и древлян. На память о древних временах у них были мифы и город

Великий Новгород, управляемый князем Бравлином. Из бодричей выбрали нов­городцы себе правителя - князя Гостомысла. Трон его наследовала дочь Умила и её сын Сокол, болееизвестный в истории как Рюрик... Так соприкасались мифология и история.

 
Новости сайта
07 Октября 2011, 08.16
В связи с исчерпанием площади сайта продолжение рекомендуется смотреть на mentore.mylivepage.ru а также учебные материалы можно
10 Сентября 2011, 20.19
Появилась новая папка: КУЛЬТУРА И МИФ, а в ней статьи -  1. Дневник Троянской войны глазами Диктиса
28 Августа 2011, 13.59
Добавляются интересные видео на тему "2012" для щекотания нервов и в помощь изучающим историю Древних цивилизаций, чьи
26 Августа 2011, 20.06
Закачаны 54 новых книги в вордовском формате. 7. Акимов. Облик физики  21 века. 8. Хализев В. Теория литературы. 9.
14 Августа 2011, 14.13
1.Открыт и уже месяц стабильно работает наш сайт, посвященный спецкурсам для филологов - по мировой мифологии и по
28 Июня 2011, 14.04
28 июня на сайт добавлена категория "изба-читальня", а в неё - бессмертное и актуальное  творение Виктора Хализева по
11 Мая 2011, 16.18
Появилось содержание сайта, по которому можно ориентироваться. добавлена книга Друнвало Мелхиседека по Египту (наиболее
11 Мая 2011, 15.16
1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС: введение в "Альтернативную историю Древних цивилизаций (ДЦ) и культур; тезаурус общего свойства к
10 Мая 2011, 19.45
Много нового в Античности, особенно в разделе Анатолия (Троя и Шлиман, обзор анатолийского искусства, крито-микенской
05 Мая 2011, 14.18
Вот ссылка на 47-минутный ролик про Кайлас: Пирамиды - антенны Вселенной
Ближайшие праздники
Праздники России


Карта сайта